Титова Любовь Васильевна

Объявления

17.12.2018
24 декабря 2018 года в 10.30 состоится заседание (научная сессия) Ученого совета ИИ СО РАН
Подробнее

29.11.2018
3 декабря 2018 года в 9.30 состоится заседание Ученого совета ИИ СО РАН
Подробнее

29.11.2018
Выписка из протокола заседания Ученого совета от 29.11.2018 № 5
Подробнее

13.07.2018
Объявление о защите диссертации… А.В. Дмитриева
Подробнее

05.07.2018
О приеме к рассмотрению диссертации А.В. Дмитриева
Подробнее

Все объявления

Сотрудники

Л.В. ТитоваТитова Любовь Васильевна

Email: titova_istochnik@mail.ru, тел. 8 9039020618

Старший научный сотрудник, канд. филол. наук.

Родилась 6 марта 1948 г.

В 1972 г. закончила Филологический факультет Ленинградского государственного университета. Тема дипломной работы: «Повесть об увозе Соломоновой жены» в русской рукописной традиции XVII–XVIII вв.

Занималась в спецсеминаре по древнерусской литературе, по руководством д-ра филол. наук, профессора Натальи Сергеевна Демковой.

Кандидатскую диссертацию защитила в 1985 г. по теме «Русская повесть XVII века «Беседа отца с сыном о женской злобе» (История текста, жанровое своеобразие)».

Лаборант, ст. лаборант, мнс, нс, снс, член редколлгии серии «Археография и источниковедение Сибири», член оргкомитетов, конференций, проводимых сектором.

Сфера научных интересов: история древнерусской литературы, старообрядческая публицистика XVII–XVIII вв.

Член Совета трудового коллектива ИИ СО РАН.

Почетное звание «Заслуженный ветеран СО РАН» (1996 г.), Почетная грамота СО РАН (2008 г.); Памятный знак к 120–летию г. Новосибирска (2013 г.).

Л.В. Титова на протяжении всей своей научной деятельности активно участвовала в разработке основных научных тем сектора.

Л.В. Титова для издания «Сибирские летописи» в серии ПСРЛ подготовила (совместно с Т.Н. Апсит) к изданию текст важнейшего памятника сибирского летописания XVII века — Томской записной книги (5,5 п.л.).

В 1987 г. ею опубликовано монографическое исследование «Беседа отца с сыном о женской злобе» (Исследования и тексты) – 25 п.л. В монографии на материале 110 списков прослеживается история текста памятника и его бытование на протяжении трех столетий, а также дается анализ его источников и определяется жанровая природа.

Ею активно разрабатывается тема «Русская демократическая публицистика XVII века». В русле этой важной тематики по традиционной духовной культуре русского народа издана монография «Послание дьякона Федора сыну Максиму – литературный и полемический памятник раннего старообрядчества. Исследование посвящено одному из самых значительных сочинений видного старообрядческого писателя–полемиста XVII века Федора Иванова. Оно представляет особую ценность не только как источник по истории раскола, но и как выдающееся произведение русской публицистики второй половины XVII в., в котором ярко проявились все противоречия «переходного периода», свойственные древнерусской литературе в целом. Кроме того в последние годы, поставив вопрос о важности изучения старообрядческих компиляций, составленных в XVIII в. из произведений идеологов раннего этапа старообрядческого движения (протопопа Аввакума, дьякона Федора, священника Лазаря и инока Епифания), Л.В.Титова (совместно с Н.С.Демковой) опубликовала ряд научных статей с изданием текстов компиляций, в которых часто находятся еще неизвестные тексты из пустозерской темницы, вошедшие в состав компиляций.

Список научных трудов
  • «Беседа отца с сыном о женской злобе» (Исследование и тексты). Новосибирск, 1987.
  • Описание собрания рукописей ИИФиФ СО АН СССР. Новосибирск, 1991. (совм. с Т.В.Панич).
  • Рукописи XVI-XX вв. из коллекции Института истории СОРАН. Новосибирск, НИЦ ОИГГМ, 1998. 6,5 п.л. (общий объем – 19 п.л.). (совм. с Т.В.Панич, А.И.Мальцевым).
  • Духовная литература староверов востока России XVIII-XX вв. Новосибирск, «Сибирский хронограф», 1999. 4,5 п.л. (общий объем – 52, 5 п.л.) (совм. с В.И.Байдиным, Н.С.Гурьяновой, Н.Д.Зольниковой, А.И. Мальцевым, Т.В.Панич, Н.Н.Покровским, А.И.Полетаевым, А.Т.Шашковым).
  • Послание дьякона Федора сыну Максиму – литературный и полемический памятник раннего старообрядчества. Новосибирск, 2003
  • Старопечатные книги XVI-XVII вв. Пушкинского Дома. //Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1970. С. 339-341. (совм. с Т.А.Махновец).
  • Малоизвестное старообрядческое сочинение середины XVIII в. «История Филиппа и Терентия» // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С. (совм. с Н.С.Демковой).
  • Малоизвестная повесть о Филиппе Выговском ─ памятник северной русской литературы сер. XVIII в. // «Проблемы комплексного изучения Северо-Запада РСФСР». Л., 1972. С. (совм. с Н.С.Демковой).
  • «Повесть об увозе Соломоновой жены» в русской рукописной традиции XVII–XVIII вв. (Характеристика редакций). // Труды отдела древнерусской литературы. T. XXIX. Л., 1974. С. 257–273.
  • Поездка за рукописями на Печору летом 1972 года. // Труды отдела древнерусской литературы. T. XXIX. Л., 1974. С. 351–352. (совм. с Е.К.Пиотровской, Т.А.Махновец).
  • Неизвестная редакция Повести о рождении и похождениях царя Соломона. // Тезисы докладов на конференции молодых специалистов. Л., 1975. С.
  • Неизвестная редакция Повести о рождении и похождениях царя Соломона. // Труды отдела древнерусской литературы. Т.ХХХШ. Л., 1980. С. 343–363.
  • Задачи изучения литературной истории «Беседы отца с сыном о женской злобе» // Сибирская археография и источниковедение. Новосибирск, 1979. С. 37–46.
  • «Беседа отца с сыном о женской злобе» (Краткая характеристика редакции). // Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 164–173.
  • К вопросу о жанре «Беседы отца с сыном о женской злобе». // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1981. С. 62–72.
  • Списки «Беседы отца с сыном о женской злобе» в собрании М.Н.Тихомирова // Собрание М.Н.Тихомирова и проблемы археографии., Новосибирск, 1981.
  • Хроника конференции «Деятельность М.Н. Тихомирова и актуальные проблемы археографии». // Археографический ежегодник за 1980 год. М., 1981. С. 159–162. (совм. с Н.С.Гурьяновой).
  • Трансформация жанра Поучения в XVII–XVIII вв. (тезисы). //Проблемы литературных жанров. Материалы четвертой научной межвузовской конференции. 28 сентября – 1 октября 1982 г. Томск, 1983. С. 25–26.
  • Записи владельческие, писцовые и читательские на списках «Беседы отца с сыном о женской злобе». // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск,1985. С. 123–134.
  • Русская повесть XVII века «Беседа отца с сыном о женской злобе» (История текста, жанровое своеобразие). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1985.
  • Томская «Записная книга». // Полное собрание русских летописей. Т.36, ч. 1. М., 1987. С. 138–177 (совм. с Т.Н.Апсит).
  • Повесть об увозе Соломоновой жены (Словарная статья). // Труды отдела древнерусской литературы. Т. ХI, Л., 1989. С. 116–119.
  • Фольклорные редакции Повести о рождении и похождениях царя Соломона. // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск, 1986. С. 209–251.
  • "Беседа отца с сыном о женской злобе" (Текст и комментарии). // Памятники литературы Древней Руси. Л., 1988. С. 487–498.
  • Повесть о рождении и похождениях царя Соломона (текст и комментарии). // Памятники литературы Древней Руси. Л., 1988. С. 455–461.
  • Описание Тюменских старообрядческих сборников ИИФиФ и УрГУ. // источники по общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 156–268 (совм. с О.К.Беляевой, Т.В.Панич).
  • Послание дьякона Федора к сыну Максиму. // Христианство и церковь периода феодализма. Новосибирск, 1989. С. 87–135.
  • Объяснительная записка дьякона Федора. // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 211–219.
  • Послание дьякона Федора к сыну Максиму. // Памятники литературы Древней Руси. Л., 1989. С. 485–502 (совм. с Н.С.Демковой).
  • "Объснительная записка дьякона Федора по поводу изъявленного им повиновения Собору" (Тезисы). // Письменность и книгопечатание (Информационные материалы). Тюмень, 1989. С. 32–33.
  • Источники Послания дьякона Федора к сыну Максиму (Тезисы). // Устные и письменные источники в духовной культуре народа. Сыктывкар, 1990.
  • Занимательная повесть в восприятии русского читателя XVII века. // Литература и забава (Тезисы конференции). Лодзь, 1991.
  • "Разговоры между двумя товарищи, ис которых один зело любил пить вино, а другой не любил" – стихотворный памятник первой трети XVIII века. // Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосибирск, 1991. С. 215–222.
  • Дьякон Федор и его творчество (Проблемы изучения). // Известия СО АН СССР. Серия: история, философия и филология, 1991, вып. 3. С. 43–49.
  • Пьеса о царе Давиде и сыне его Соломоне (Словарная статья) //Труды отдела древнерусской литературы. Т. XLI, Л., 1989.
  • Источники "Послания дьякона Федора к сыну Максиму." // Исследования по истории литературы и общественного сознания феодальной Руси. Новосибирск, 1992. С. 70–79.
  • "Благовещение пресвятыя Богородицы и рождество Христово"– сочинение современного старообрядческого наставника Афанасия Герасимова. // Europa Orientalis, № 11, 1992. С.231–262.
  • "Беседа отца с сыном о женской злобе". Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. XVII век, ч. 1. Спб., 1992. С.137–139.
  • Роль видений в Послании дьякона Федора к сыну Максиму (тезисы) // "Сургут, Сибирь, Россия". Екатеринбург, 1994.
  • Именной указатель к книге "Тобольский архиерейский Дом" // "Тобольский архиерейский Дом." Новосибирск, 1994. (совм. с Т.В.Панич)
  • Писатели-старообрядцы в борьбе с царской властью // Opuscula Polonica at Russica. Lodz, 1995.
  • Отношение старообрядческих писателей XVII века к царской власти (Дьякон Федор и царь Алексей Михайлович). // Гуманитарные науки. Серия история, философия и филология, №1, Новосибирск, 1995. С. 61–68.
  • Духовные стихи в берестяной книжке Афанасия Герасимова. // Живая старина № 1, 1995.
  • Роль видений в Послании дьякона Федора к сыну Максиму. // "Сургут, Сибирь, Россия". Екатеринбург, 1995. С. 259–266.
  • "Благовещение пресвятыя Богородицы и рождество Христово"– сочинение современного старообрядческого наставника Афанасия. Герасимова. // Русское общество и литература позднего феодализма. Новосибирск, 1995. С. 298–324.
  • Мотив похищения Соломоновой жены в древнерусской литературе . // От сюжета к мотиву. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1996. С. 97–102.
  • Патристика в сочинениях дьякона Федора Иванова. //Взаимодействие культур Восточной Европы и Востока в переломные эпохи. Днепропетровск, 1996. С. 3–5.
  • «Сказание о патриархе Никоне – публицистический трактат пустозерских узников». // История русской духовной литературы XVI – XX вв. Новосибирск, 1998. С. 223–237.
  • Основное догматическое сочинение идеологов раннего раскола. // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества:Материалы Всерос.Науч. конф. Новосиб. гос.консерватория им.М.И. Глинки. Новосибирск, 1999.
  • Введение. // Традиция и литературный процесс. Новосибирск, 1999. (совм. с Н.Н. Покровским).
  • Полемико-догматические сочинения протопопа Аввакума и дьякона Федора в составе «Сказания о распрях, происходивших на Керженце из-за Аввакумовых догматических писем». // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск. 2000. С.98–103.
  • «Послание дьякона Федора сыну Максиму» (Проблемы текстологии). // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Материалы Ш межд. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2001. С. 303–305.
  • «Ответ православных» в составе рукописных сборников. Проблемы изучения старообрядческих сборников XVII в. // Общественное сознание и литература XVI–XX вв. Новосибирск, 2001. С. 170–224. (совм. с Н.С. Демковой).
  • Предисловие к монографии Е.К.Ромодановской. // Избранные труды. Сибирь и литература. XVII век. Новосибирск, 2002. (совм. с Н.Н. Покровским)
  • Керженский книжный центр и сочинения пустозерских писателей. // Журнал-газета «Старообрядец». Ноябрь. Нижний Новгород, 2002.
  • Электронная версия «Описания рукописей ИИ СО РАН за 1968-96 гг.»
  • Малоизвестное полемико-догматическое сочинение начала XVIII в. из собрания УрГУ. // Исторические и литературные памятники XVI–XX вв. Развитие традиций. Новосибирск. 2004.С. 264–286.
  • Федор Иванов (словарная статья) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. ч. 4. Т–Я. Дополнения. СПб., 2004. С. 92–101 (совм. с А. Т. Шашковым).
  • Тексты и комментарии. // Духовная литература староверов Востока России XVIII–XX вв. Новосибирск, 2005. С. 23–60, 417–426.
  • Жанр «видения» в историко-публицистических текстах XVII в.: Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиевой лавры и Послание дьякона Федора сыну Максиму. // ТОДРЛ. Т. 57. СПб., 2005. С. 248–254.
  • Исповедальная тема в литературе раннего старообрядчества (протопоп Аввакум и дьякон Федор) // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI–XX вв. Новосибирск, 2005. С.430–437.
  • «Сказание о Никоне патриархе» в рукописных сборниках XVIII– нач.XIX вв. // О древней и новой русской литературе. СПб., 2005.С. 135–143.
  • «Антижития в старообрядческой публицистике XVII–XVIII вв.» // Общественное сознание по отечественным нарративным источникам XVI–XX в. Новосибирск, 2006. С.68–77.
  • Беседа отца с сыном о женской злобе. Подготовка текста и комментарии. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 15. XVII век. СПб., 2006. С.447–457, 524–525.
  • Повесть о рождении и похождениях царя Соломона. Подготовка текста и комментарии. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 15. XVII век. СПб., 2006. С.415–421, 520–521.
  • «Повесть о рождении, и воспитании, и о житии и кончине Никона» – старообрядческое антижитие первой половины XVIII века. // Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск, 2007. С. 187–219.
  • 75-летие академика Н.Н.Покровского // Археографический ежегодник за 2005 год. М, Наука, 2007. С. 563–565 (совм. с Н.С. Гурьяновой).
  • О судьбе литературно-публицистического наследия пустозерских писателей на Керженце и в Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2008. № 3. С.9–12.
  • Сочинения старообрядческих публицистов XVII века в рукописной традиции XVIII века. // Поэтика русской литературы в историко–культурном аспекте. Новосибирск. 2008. С. 259–272. 1 п.л.
  • Сочинения Аввакума и полемистов его круга в компиляции конца XVII-начала XVIII вв. // Общественное сознание и литература России: источники и исследования. Новосибирск, 2008. С. 178–232 (совм. с Н.С. Демковой).
  • Дьякон Федор и народная культура // Гуманитарные науки. в Сибири.2009. № 3. С. 16–19.
  • Из истории старообрядческой публицистики начала XVIII в. // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях. Новосибирск. 2009. С.187–208 (совм. с Н.С. Демковой).
  • Из литературного наследия пустозерских узников: неизвестная компиляция «Се ныне прииде час искупления на всю вселенную…» // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Вып.VII. Ч. 2. Сборник памяти А.Т.Шашкова. Екатеринбург. 2010. С. 96–108.
  • Старообрядческие компиляции XVIII в. и проблема их авторства // Гуманитарные науки в Сибири. 2010. № 4. С. 21–25.
  • О Владимире Ивановиче Малышеве и археографической экспедиции студентов ЛГУ в Усть–Цильму летом 1972 года // Вторые Мяндинские чтения: Материалы Всероссийской научно–практической конференции 11–12 июля 2010 г., Усть–Цильма. Т.1. Сыктывкар. 2011. С. 35–43.
  • К вопросу о происхождении Сокращенной редакции «Ответа православных дьякона Федора Иванова // Гуманитарные науки. в Сибири.2011. № 4. С. 3–7.
  • Старообрядческая компиляция текстов из сочинений пустозерских узников – дьякона Федора и протопопа Аввакума первой половины XVIII века. // Духовная литература староверов России XVII – XX вв. Т. 3. Новосибирск. 2012. С. 27–62, 316–331.
  • Судьба литературно–публицистического наследия пустозерских писателей на Керженце // Чтения по истории и культуре древней и новой России. К 100–летию Д.С.Лихачева. Сборник материалов VI–VII Чтений (2004–2006 гг.). Ярославль. 2011. С. 194–198.
  • Тексты агиографического характера в старообрядческих полемических сочинениях XVII в. // Сибирский филологический журнал. 2012. №2. С. 42–54.
  • «Ответ православных дьякона Федора Иванова» – две разновидности текста // Власть, общество и человек в исторических и литературных источниках XVI–XX вв.. Новосибирск. 2012. С.60–79.
  • Послание дьякона Федора к сыну Максиму// Библиотека литературы Древней Руси. Том 17. XVII век. Спб., 2013. С. 348–354, 612–613 (совм. с Н.С.Демковой).
  • Русская повесть в составе сборников XVII–XVIII вв. // Вестник НГУ. 2012. № 4. С. 117–122.
  • Отзвуки агитационных выступлений в защиту старой веры во времена Хованщины в рукописи второй половины XIX в. // Тексты источников по истории России и национальная культурная традиция. Новосибирск. 2014. C. 244–275 (совм. с Н.С. Демковой).
  • 84. Неизданная переделка XVII в. «Жития» протопопа Аввакума (К истории текста первой редакции) // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVII–XXI вв. Новосибирск. 2015. C. 264–320. (совм. с Н.С.Демковой).
  • Пути формирования и развития русской повести // «Традиция и инвенция в славянских литературах». Лодзь, 2015. С.49–56.
  • Переделка «Жития» протопопа Аввакума в старообрядческой рукописи конца XVII в.– начала XVIII в. // Третьи Мяндинские чтения. Сыктывкар. 2015. С. 39–44.
  • Две версии Послания дьякона Федора Иоанну Аввакумовичу // ГН, 2015. Вып. 4. С.
  • Сотворчество протопопа Аввакума и дьякона Федора // IX Чтения по истории и культуре древней и новой России. (Материалы научной конференции. Ярославль 25–27 сентября 2014 года). Ярославль, 2016. С. 167–177 (совм. с Н.С.Демковой).
  • Послания дьякона Федора Иоанну Аввакумовичу о священстве – идеологический документ раннего этапа старообрядческого движения // Археографические и источниковедческие аспекты в изучении истории России. Новосибирск. 2016. С. 77–101.
  • Об одном археографическом открытии Николая Николаевича Покровского // Духовная культура и общественная мысль в литературных и исторических памятниках XVI–XXI вв. Новосибирск, 2016. С.226–232.
Страница в системе РИНЦ

Список публикаций автора в РИНЦ

Полный список научных трудов