Состоялась Международная научная конференция «“История в кино, кино в истории”: современные практики анализа кинотекста»

Объявления

02.04.2024
01.04.2024 г. состоялись выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
В понедельник 1 апреля 2024 года состоятся выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
Научно-практический семинар «Смертность населения и развитие здравоохранения в Советской России» 15 апреля 2024 г.
Подробнее

22.03.2024
О проведении конкурса на замещение вакантной должности научного сотрудника
Подробнее

20.03.2024
Миниобрнауки РФ утвердило кандидатуры, выдвинутые на должность директора Института истории СО РАН
Подробнее

Все объявления

Новости

Состоялась Международная научная конференция «“История в кино, кино в истории”: современные практики анализа кинотекста»

6 мая 2022

26–27 апреля 2022 г. в Новосибирске прошла Международная научная конференция «“История в кино, кино в истории”: современные практики анализа кинотекста», организаторами которой выступили Институт истории СО РАН и Центр культуры и отдыха «Победа». В научном форуме приняли участие этнографы, историки, социологи, искусствоведы из Барнаула, Вологды, Екатеринбурга, Иркутска, Магнитогорска, Москвы, Новосибирска, Санкт‑Петербурга, а также из Казахстана и Японии.

В ходе встречи обсуждались различные вопросы, связанные с историей российского и зарубежного кинематографа, трактовкой исторических реалий в игровых и документальных фильмах, созданных в различные временные периоды. Работа была организована в рамках пяти секций: «Вопросы теории и истории кино», «Народы СССР в отражении художественного кинематографа», «Зарубежный кинематограф XX – начала XXI века», «Документальное кино в СССР», «История России в художественном кино».

С подробной программой можно ознакомиться на сайте «ИИ СО РАН: Конференции»

Публикация о конференции в газете «Наука в Сибири»



Многочисленную аудиторию, в том числе 30 студентов Гуманитарного института Новосибирского национального исследовательского государственного университета, собрало первое заседание форума, состоявшееся в конференц-зале Президиума Сибирского отделения РАН. Обсуждение началось с выступления кандидата исторических наук, преподавателя НГУ С.О. Егорова «Кино, история, идеология: подходы к интерпретации кинотекста». Докладчик привлек внимание слушателей к изучению кинематографа как исторического источника, обозначив методологические и теоретические подходы. Заданную тему продолжила доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой Уральского федерального университета Л.Н. Мазур в докладе «Визуализация пространства провинциального города в советских художественных фильмах 1930–1980-х годов: между будущим и прошлым». Людмила Николаевна отметила, что визуализация пространства в исторической динамике – одно из преимуществ художественного кинематографа как исторического источника. Фильмы позволяют увидеть ту среду, в которой разворачивается сюжет, несет значимую семиотическую нагрузку, наполняя добавочными смыслами создаваемые образы времени, места, героев и событий. Далее последовало выступление кандидата социологических наук, доцента Уральского федерального университета Н.В. Веселковой и доктора социологических наук, профессора Уральского государственного педагогического университета Е.В. Прямиковой «“Здесь снимали кино!”: съемки как событие культурной истории и социальной памяти малого города». На примере трех фильмов авторы показали, как натурные съемки включаются в культурную историю и социальную память жителей небольших населенных пунктов.

Кульминацией первого заседания стала встреча с участниками конференции почетного гостя – советского и российского кинорежиссера, сценариста, оператора, педагога, народного артиста России, члена Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, члена Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, члена Попечительского Совета Государственного Эрмитажа Александра Николаевича Сокурова. После беседы с участниками конференции режиссер посетил Институт ядерной физики СО РАН и СУНЦ НГУ (Физматшколу).

Второе заседание началось после обеда в здании Института истории СО РАН и было посвящено отражению национальных проблем и национального колорита в советской художественной кинематографии. Кандидат исторических наук, преподаватель Магнитогорского политехнического колледжа В.А. Токарев в докладе «Советские культуртрегеры и пасынки “Мечты”: маргинальная Польша в трактовке “Мосфильма”» на примере фильма «Мечта» рассмотрел нагнетание антипольской пропаганды в СССР накануне Второй мировой войны. Доктор (PhD) этнологии, кандидат исторических наук, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН В.А. Беляева-Сачук и кандидат философских наук, сотрудник Российского государственного гуманитарного университета Е.Ю. Трушкина представили сообщение «Образ буддизма в советском кинематографе 1920–1930-х годов». Авторы пришли к выводу, что режиссеры, с одной стороны, использовали образ буддизма и буддийских священнослужителей как порабощающей силы и орудия эксплуатации бедняков, а также как прослойки локального общества, которая для своей выгоды сотрудничает с иностранными колонизаторами и захватчиками, с другой – буддизм представлен как красивый и непонятный для жителей европейской части СССР экзотический элемент культурного ландшафта Восточной Сибири. PhD-докторант Казахского национального педагогического университета им. Абая И.В. Крупко и доктор исторических наук, профессор Ж.Б. Абылхожин озвучили доклад «Исторические сюжеты и образы формирования советской идентичности казахов на материалах фильмов “Наш милый доктор” (1957) и “Земля отцов” (1966)». Эти киноленты наиболее ярко демонстрируют диалог и диалектику этнической и общесоветской идентичностей, иллюстрируя этнокультурные и идеологические трансформации казахстанского общества во второй половине ХХ в. Выступление кандидата исторических наук, доцента, профессора Казахского национального педагогического университета им. Абая Т.Т. Далаевой «Культурные практики самодеятельного искусства советского Казахстана в фильмах-концертах киностудии “Казахтелефильм” в 1963–1991 годах: от официальных идеологем к национальному содержанию» было сосредоточено на анализе практик представления самодеятельного искусства Казахстана в документальном кино периода позднего социализма. Автор отметил, что любительское творчество можно рассматривать как определенный социально-художественный срез и отражение повседневности широких социальных слоев общества. Бытование народных песен и любительского самодеятельного творчества во второй половине ХХ в. отчасти было направлено на преодоление официальных идеологем и сохранение культурного национального кода.

На этом же заседании были проанализированы два сюжета из истории зарубежного кинематографа XX – начала XXI в. Профессор Университета Аояма Гакуин П.Э. Подалко выступил на тему «Превращение врага в друга – Япония и японцы в американском кино 40–60-х годов ХХ века», показав, как с помощью кинематографа предпринимались попытки изменить отрицательное восприятие Японии и японской нации в массовом сознании американцев в послевоенный период. Кандидат исторических наук, сотрудник Алтайского государственного педагогического университета Н.Н. Головченко в докладе «“Томирис”: в поисках идентичности» разобрал художественный фильм А. Сатаева «Томирис», вышедший на экраны в 2019 г. Посвященный легендарной «царице массагетов» Томирис, в 530 г. до н.э. победившей персидского царя Кира II Великого, наряду с историческим повествованием в рамках костюмированной драмы фильм отражает современные штампы о древнем мире и проблемы, совершенно не свойственные раннему железному веку, зато проистекающие из текущей общественно-политической повестки.

На следующий день работа конференции продолжилась в Центре культуры и отдыха «Победа» с обсуждения потенциала кинематографа для изучения этнографического материала. Доктор философских наук, доцент, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Е.В. Головнёва выступила на тему «Антирелигиозный фильм Анатолия Терского “У сектантов”» (1930)», рассмотрев историю формирования особого жанра в сегменте просветительского кино о народах и культурах 1920–1930-х гг. – советского антирелигиозного фильма. Доктор исторических наук, сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН И.А. Головнёв озвучил доклад «Киноатлас СССР: “Туруханский край” Виктора Сытина». Основанный на архивных документах доклад фокусируется на значительном эпизоде в истории визуальной антропологии – теоретических разработках и практических опытах В.А. Сытина – ученого, писателя, руководителя киносекции Общества изучения Урала, Сибири и Дальнего Востока, связанных с развитием этногеографического кино в Советском Союзе на рубеже 1920–1930-х гг. Кандидат философских наук, доцент Высшей школы экономики В.О. Васильева и кандидат философских наук, сотрудник Российского государственного гуманитарного университета Е.Ю. Трушкина в докладе «Этнографический фильм в позднем СССР: к постановке проблемы» пришли к выводу, что этнографическое кинопроизводство в позднем СССР осуществлялось на разных организационных платформах, из разных «точек» и с участием весьма пестрого диапазона профессионалов и любителей и это стало одним из факторов, определяющих сложность феномена позднесоветского этнографического фильма.

Проблема взаимоотношений центра и периферии была поднята в выступлении доктора исторических наук, профессора Омского государственного педагогического университета М.К. Чуркина «“…Там хроника для нас перед сеансом”: репрезентации советского проекта внутренней колонизации в киножурнале “Сибирь на экране”». Докладчик высказал предположение, что в ряде сюжетов за характерным для советской кинохроники пропагандистско-пафосным флером скрывались традиционно сложные представления имперской власти об административно-политической, экономической, социокультурной и ментальной организации пространства периферии.

Отдельный блок докладов был посвящен анализу того, как интерпретировались те или иные периоды в истории России в художественном кинематографе. Кандидат исторических наук, сотрудник Института истории СО РАН И.Р. Соколовский озвучил сообщение «Отечественная история XVII века в кинематографе СССР», остановившись на отражении отечественной истории XVII в. в работах советских кинематографистов. Доктор исторических наук, заведующий кафедрой Вологодского государственного университета М.А. Безнин и доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Вологодского государственного университета Т.М. Димони в выступлении «Кинофильм “Земля” (1930) как отражение трансформации отношений собственности» проанализировали проблему общественного восприятия глобального изменения отношений собственности в советской деревне, приходящегося на рубеж 1920–1930-х гг., рассмотрели историю восприятия фильма властью и зрителями, а также его судьбу в ХХ в. Кандидат исторических наук, сотрудник Института истории СО РАН А.И. Савин посвятил свое выступление «Фильм “Чапаев” как инструмент реабилитации героя-индивида» анализу данного фильма в контексте смены марксистской парадигмы и амнистии исторической личности в СССР в середине 1930-х гг. Доктор исторических наук, профессор Уральского федерального университета Олег Витальевич Горбачев озвучил доклад «Семантика предметного мира советского деревенского кино периода “оттепели”». Деревенский кинематограф второй половины 1950–1970-х гг. достаточно полно отразил повседневные реалии советского села. Изменение семантики презентуемого на киноэкране предметного мира в период «оттепели» в сравнении со сталинским периодом обусловлено ослаблением идеологического контроля, смещением баланса «коллектив – личность» в сторону личности, влиянием технического прогресса, процессами модернизации и урбанизации. Доктор педагогических наук, доцент, профессор Омского государственного педагогического университета Н.И. Чуркина в докладе «“Оттепель” в школьной культуре: родительские собрания в советском кино (1960–1970-е годы)» выявила тенденции демократизации школьной культуры через формат родительских собраний, изменения педагогического и родительского дискурса и его отражения в советском кино 1960–1980-х гг. Заключительный доклад сделал кандидат исторических наук, сотрудник Института истории СО РАН Д.А. Ананьев «Ностальгия по “оттепели” в советском кинематографе второй половины 1970-х – середины 1980-х годов». В своем выступлении он показал, что в советском кинематографе осмысление эпохи «оттепели» началось еще до ее завершения, в рамках поколенческого дискурса, поначалу – с критического взгляда на «шестидесятников», который в середине 1970-х гг. сменился ностальгической репрезентацией недавнего прошлого.

В рамках работы конференции в Центре культуры и отдыха «Победа» прошли встречи с режиссерами и демонстрация целого ряда документальных и художественных кинолент. Трилогию документальных фильмов о хантах Сибири («Маленькая Катерина», «Старик Петр», «Месторождение») и документальный фильм «ПереСказы Бажова» представил их создатель Иван Андреевич Головнёв. Полные залы собрали фильмы А.Н. Сокурова «Элегия из России» и «Фауст». Александр Николаевич ответил на вопросы зрителей, объяснил суть и авторский замысел продемонстрированных картин.

Международная научная конференция «“История в кино, кино в истории”: современные практики анализа кинотекста» стала ярким, запоминающимся событием в культурной жизни Новосибирска, чему поспособствовало объединение усилий Института истории СО РАН и Центра культуры и отдыха «Победа». Организаторы конференции получили многочисленные благодарственные отклики и пожелания сделать такие встречи регулярными.