Сотрудники Института истории СО РАН приняли участие в Международной научно-практической конференции «Историческая наука и образование в XXI веке»

Объявления

02.04.2024
01.04.2024 г. состоялись выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
В понедельник 1 апреля 2024 года состоятся выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
Научно-практический семинар «Смертность населения и развитие здравоохранения в Советской России» 15 апреля 2024 г.
Подробнее

22.03.2024
О проведении конкурса на замещение вакантной должности научного сотрудника
Подробнее

20.03.2024
Миниобрнауки РФ утвердило кандидатуры, выдвинутые на должность директора Института истории СО РАН
Подробнее

Все объявления

Новости

Сотрудники Института истории СО РАН приняли участие в Международной научно-практической конференции «Историческая наука и образование в XXI веке»

30 марта 2021

Старший научный сотрудник, канд. ист. наук Сергей Николаевич Андреенков представил доклад «Репрезентация учебного материала в школьных учебниках по региональной истории. (Из опыта участия в подготовке пособия по истории Новосибирской области)», в котором акцентировал внимание на том, что преподавание истории родного края является важной составляющей школьного исторического образования, которая оказывает значительное влияние на формировании у подрастающего поколения необходимого гражданственного россиецентричного мировоззрения. Опираясь на опыт участия в подготовке пособия по истории Новосибирской области, Сергей Николаевич осветил проблему соотношения глобальных, общестрановых и локальных процессов при репрезентации учебного материала в пособиях по региональной истории, а также вопросы использования различных средств его презентации учащимся.

Старший научный сотрудник, канд. ист. наук Денис Анатольевич Ананьев выступил с докладом «Дореволюционная история Сибири и Дальнего Востока в современной англоязычной историографии: проблемы и перспективы изучения». Денис Анатольевич рассмотрел деятельность специализированных центров изучения сибирской истории, действовавших в США, Канаде и Великобритании в конце XX – начале XXI в., охарактеризовал источниковую базу, основные теоретико-методологические подходы и концепции сибирской истории, предложенные западными историками, проблематику работ современных западных историков-сибиреведов, оценил перспективы развития западного сибиреведения как историографического направления.

Ведущий научный сотрудник, д-р ист. наук Галина Михайловна Запорожченко в докладе «Образование в контексте глобальных трендов общественного развития» осветила проблему совершенствования общественного интеллекта, человеческого капитала и образования, связанную с происходящей сменой исторической парадигмы развития: от «отчужденной истории» к управляемой естественно-исторической эволюции. Галина Михайловна обозначила ряд глобальных трендов современности, таких как переход от индустриального общества к постиндустриальному информационному, переход от авторитарной к демократической модернизации, переход к пост-ресурсной и пост-трудовой экономики, трансформация этики, трансформация форматов социальных отношений и ряд других. Докладчик акцентировал внимание на том, что в этих условиях особое место занимают общественные педагогические системы и социальный институт образования, а актуальные новации в сфере образования представляют современный учебно-образовательный процесс как «мир мотивирующих сред».

Старший научный сотрудник, канд. ист. наук Алексей Константинович Кириллов в докладе «Интернет-коллекция “Старожил и новосёл”: возможности применения в учебном процессе» раскрыл потенциал использования интернет-коллекции, в которой представлены архивные документы и статьи историков о Великом Сибирском переселении конца XIX – начала XX века, в рамках школьного образования. Алексей Константинович убежден в том, что эта коллекция может быть полезна не только профессиональным историкам-исследователям, но и школьникам за счет того, что сканированные изображения документов дают возможность прикоснуться к давно ушедшей эпохе, а тексты документов раскрывают захватывающие житейские истории и позволяют увидеть Столыпинское переселение крестьян в Сибирь как часть крупных исторических явлений. Истории о том, как сотрудничали, враждовали и договаривались друг с другом сибирские старожилы и новоселы могут быть полезны для понимания социальных процессов дореволюционной России и для сопоставления миграций разных эпох.

Заместитель директора по науке, д-р ист. наук Александр Алексеевич Николаев представил доклад «Анализ учебников издательских центров ДРОФА, ВЕНТАНА-ГРАФ для углубленного изучения Отечественной истории в средней школе». Александр Алексеевич выявил сильные стороны указанных учебников, такие как использование современного научного инструментария с учетом объективных и субъективных факторов исторического процесса, использование достижений историографии постсоветского времени, что позволило избавить тексты от некоторых устаревших клише, а также дополнить их темами, которым прежде уделялось недостаточно внимания. Отмечено стремление авторов учебников представить учебно-методический комплекс, характеризующийся единством научно-исторических и педагогических подходов, общим планом организации содержания и оформления всех учебников. Также были выявлены и серьезные недостатки, которые можно объяснить во-первых, короткими сроками работы авторских коллективов, во-вторых, промежуточным характером представленных для рецензирования текстов, которые должны дорабатываться авторами, прежде чем подвергнутся массовому тиражированию для использования в учебном процессе.

Ведущий научный сотрудник, д-р ист. наук Наталия Николаевна Родигина представила доклад «Какой быть детской литературе о Сибири: версии 1950-х гг.». В результате исследования на основе неопубликованных протоколов совещаний детских писателей Сибири (сентябрь 1953 г. и май 1958 г.), публикаций об этих совещаниях и о региональной детской литературе в газете «Советская Сибирь» и журнале «Сибирские огни» (1950–1958), списков рекомендательной литературы, составленных столичными и сибирскими библиотеками Наталия Николаевна выявила взгляды литераторов, педагогов и библиотекарей указанного времени о том, что и кто должен писать о Сибири для детей, какие сюжеты прошлого, настоящего и будущего этого региона должны быть отражены в детских книгах.

Директор института, канд. ист. наук Вадим Маркович Рынков в докладе «Что делать с нарративом? Проблема классификации повествовательных источников» затронул тему полноты существующей видовой классификации письменных источников, которая считается основополагающей для системного изучения в научной и прежде всего учебной литературе по источниковедению. Традиционно письменные источники делятся на две большие группы – документальные и повествовательные. Применительно к документальным деление источников на виды и разновидности хорошо разработано и адаптировано исследователями к разным историческим периодам, что вполне отражено в большинстве учебников. В своем выступлении Вадим Маркович поставил вопрос о том, что повествовательные источники в учебной литературе описано относительно полно только для русского средневековья. По более поздним эпохам такие источники описаны фрагментарно, а вместо внятного деления на виды авторы вводят иные концепты, предлагающие их рассмотрение и даже группировку по совершенно иным принципам: периодическая печать, эго-документы, массовые источники. Автор предложил на обсуждение свою классификацию, основанную на видовом принципе и достаточно полно охватывающею повествовательные источники разных исторических периодов.

Заведующий сектором, д-р ист. наук Михаил Викторович Шиловский в докладе «Актуальные проблемы преподавания отечественной истории на негуманитарных факультетах ВУЗов» коснулся существующей на данный момент в преподавательской практике проблемы упрощенного преподавания отечественной истории студентам негуманитарных направлений подготовки. Михаил Викторович обозначил позицию, согласно которой Курс истории России (Отечественной истории) для студентов не историков всех специальностей должен оставаться в учебных планах и в реальной практике обучения; его не надо разбавлять всеобщей историей, культурологией и политологией; курс не должен дублировать школьную программу изучения отечественной истории. Относительно студентов полноценный курс Отечественной истории должен выполнять триединую задачу: во-первых, способствовать получению навыков выявления причинно-следственных связей на примере наиболее важных событий прошлого; во-вторых, знакомить с основными приемами критики источников; в-третьих, способствовать формированию навыков самоопределения в политике, выработке индивидуального взгляда на отечественную историю.

Вернуться к тексту новости