Деятельность по проекту «Гуманитарная экспертная школа»

Объявления

25.03.2024
В понедельник 1 апреля 2024 года состоятся выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
Научно-практический семинар «Смертность населения и развитие здравоохранения в Советской России» 15 апреля 2024 г.
Подробнее

22.03.2024
О проведении конкурса на замещение вакантной должности научного сотрудника
Подробнее

20.03.2024
Миниобрнауки РФ утвердило кандидатуры, выдвинутые на должность директора Института истории СО РАН
Подробнее

07.03.2024
Об утверждении ученых степеней
Подробнее

Все объявления

Деятельность по проекту «Гуманитарная экспертная школа»

Проект реализуется с ноября 2011 г. в рамках деятельности НОЦ «Историческое сибиреведение». Инициаторами и организаторами проекта выступили преподаватели и студенты Гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, сотрудники Института истории СО РАН и Информационно-методического центра Новосибирского района Новосибирской области, в частности — доцент В.В. Журавлев, методисты Б.Ф. Бидюков и Н.А. Приходько, студенты, аспиранты и молодые научные сотрудники А.Б. Аникина, В.А. Слугина, И.Н. Никаноров, Д.Л. Шереметьева, В.В. Введенский, А.С. Попов и др.

В ходе реализации проект опирался на поддержку и вступал в кооперативное взаимодействие с Управлением молодежной политики Министерства региональной политики Новосибирской области, фондами «Эндаумент НГУ» и «Технопарк Академгородка», ИМЦ Новосибирского района, Новосибирским областным центром информационных технологий, общественым движением «За качественное образование» и рядом других структур. За прошедшие годы в работах и мероприятиях Гуманитарной экспертной школы приняли участие более 120 студентов, магистрантов и аспирантов различных факультетов НГУ и других вузов Новосибирска, аспирантов и молодых научных сотрудников институтов СО РАН.

Инициаторы, организаторы и участники проекта уверены, что масштабные трансформации мирового гуманитарного знания, доныне непреодоленный методологический кризис отечественной исторической науки, противоречивые процессы реформ образовательной и научной систем Российской Федерации являются принципиальным вызовом сообществу профессионалов, несущих ответственность за состояние обще-интеллектуальных, исследовательских, педагогических и научно-прикладных практик в России. Новосибирск, в силу его культурного потенциала, уникальных традиций реализации масштабных технологических, научных и социальных экспериментов, геополитического значения, выступает в качестве оптимального пространства поиска прорывного, авангардного ответа на данный вызов.

Поставив перед собой задачу способствовать сущностному обновлению теоретических и инструментальных основ исторического знания, инициаторы и участники проекта уверены, что для российской науки достичь этого возможно не столько на путях популярной сегодня формальной «локализации» мирового опыта, сколько с опорой на критическую, кропотливую и творческую переработку отечественной интеллектуальной традиции. При этом особое внимание уделяется синтезу потенциала исторического мышления с интеллектуальными средствами СМД-методологии.

Инновации, столь востребованные российским обществом, могут быть обеспечены только особым типом специалистов. Замысел Гуманитарной экспертной школы включает проект подготовки профессионалов, готовых успешно действовать в негарантированной, турбулентной, проблемной ситуации сегодняшнего мира, и в равной степени способных к стратегическому, исторически фундированному мышлению и активной инновационной практической деятельности.

Гуманитарной экспертной школой проведено пять «летних» (с 2012 по 2016 гг.) и две «зимних» (в 2013 и 2015 г.) сессии с полным погружением, на которых участники интенсивно осваивали методологический инструментарий, приобретали навыки коллективной интеллектуальной работы, решали исследовательские и методологические задачи. Непрерывность работы Гуманитарной экспертной школы обеспечивается семестровой работой в форме проводимых дважды в неделю образовательных и исследовательских семинаров в ИИ СО РАН.

В апреле 2014 г. в рамках фестиваля «Интернеделя-2014» в НГУ была проведена организационно-деятельностная игра на тему «„Треугольник Лаврентьева“ и завтрашний день науки»; в ноябре 2014 г. — организационно-деятельностная игра по методологии истории для магистрантов-историков Гуманитарного факультета НГУ.

Благотворительный фонд В. Потанина поддержал инициированную и разработанную участниками ГЭШ Всероссийскую школу-конференцию «Визуализация в науке» в рамках Международной научной студенческой конференции. Конференция успешно состоялась в апреле 2015 г.

В 2016 г. при поддержке Росмолодежи Гуманитарная экспертная школа участвовала в организации и сопровождении содержательной коммуникации на Всероссийской научно-практической конференции «Россия — пространство диалога народов».

Все более тесным становится взаимодействие с Советом научной молодежи ИИ СО РАН. На протяжении уже четырех лет при участии Гуманитарной экспертной школы на ежегодных школах-конференциях «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых» проведятся круглые столы по темам «Идеологическое в исторической науке: проблема и преодоление» (2013 г.), «Традиции и новации в исторической науке, „старая“ и „новая“ история: состояние проблемы сегодня» (2014 г.), «Актуальность исторического исследования: трудности определения и описания» (2015 г.), «Проблемность исторического исследования» (2016 г.). Эти мероприятия уже традиционно вызвают большой интерес участников, оценивших их как полезные по содержанию и инновационные по форме проведения.

Расширяя сферы применения своего инструментария, Гуманитарная экспертная школа нацелена на дальнейшую интеграцию исторической науки и образования в единое научно-образовательное пространство.

<< Вернуться