Отчет о научной работе за 2003 год

Объявления

02.04.2024
01.04.2024 г. состоялись выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
В понедельник 1 апреля 2024 года состоятся выборы директора ИИ СО РАН
Подробнее

25.03.2024
Научно-практический семинар «Смертность населения и развитие здравоохранения в Советской России» 15 апреля 2024 г.
Подробнее

22.03.2024
О проведении конкурса на замещение вакантной должности научного сотрудника
Подробнее

20.03.2024
Миниобрнауки РФ утвердило кандидатуры, выдвинутые на должность директора Института истории СО РАН
Подробнее

Все объявления

Отчет о научной работе за 2003 год

Содержание

  1. Состав сектора
  2. Научные программы
  3. Экспедиционная работа
  4. Основные итоги научно-исследовательских работ сотрудников сектора
  5. Краткая характеристика важнейших научных трудов
  6. Состояние материально-технической базы
  7. Характеристика международ.научных связей
  8. Рецензирование
  9. Подготовка научных кадров, работа в вузах
  10. Командировки
  11. Конференции
 См. список отчетов

Состав сектора

В отчетном 2003 г. состав сектора остался неизменным: академик РАН, чл-корр РАН, 5 докторов истор. наук, 5 кандидатов наук:

Зав. сектором академик РАН Н.Н. Покровский, гл. науч. сотр. чл-корр РАН Е.К. Ромодановская (совместитель 0,5 ставки, до июля 2003 г.), гл. науч. сотр. д.и.н. Н.Д. Зольникова, гл. научн. сотрудник д.и.н. Н.С. Гурьянова, гл. науч. сотрудник д.и.н. Н.П. Матханова, гл. науч. сотр. д.и.н. А.Х Элерт, ст. нач. сотр. к.и.н. А.И. Мальцев, ст. науч. сотр. к.ф.н. ученый секретарь сектора Л.В. Титова, ст. науч. сотр. к.фил. н. хранитель коллекции старопечатной и рукописной книги Т.В. Панич, ст. науч. сотр. к.ф.н. О.Д. Журавель, ст. науч. сотр. к.ф.н. Л.И. Журова, ст. лаборант Т. Полищук.
II Научные программы

Научно-исследовательская работа сотрудников сектора велась по нескольким программам. Содержание, проблематика, материал, методика анализа настолько обширны и разнообразны (выявление, атрибуция, анализ источников; подготовка публикаций; создание научных концепций), что это позволило включить результаты исследований в ряд проектов.

Научные программы

1. Выявление, изучение, введение в научный оборот и подготовка публикации источников по истории Сибири и России XVI – XX вв.

Ведущая научная программа связана с традиционной для сектора проблемой истории русской книжной культуры, поиска, исследования и издания самых разных источников (от книг до документов), бытовавших в России и Сибири на протяжении XVI – XX вв.

Начатый в этом году проект предусматривает широкий спектр исследований и публикаций разнообразных источников, отразивших основные крупные проблемы общественной жизни России на протяжении пяти веков ее истории.

В 2003г. продолжалось накопление, изучение и издание источников XVI – XX вв. в традиционных для сектора и его руководителя сферах научных интересов: история русской общественной мысли, история Русской Православной Церкви и старообрядчества, взаимоотношение власти и общества. В ходе этих работ решались также проблемы вспомогательных исторических дисциплин, в первую очередь – текстологии и архивоведения.

Как и в прошлом году, наибольшее количество времени и усилий требовал большой проект, рассчитанный на четыре года (2002 – 2005). Он был инициирован ценной археографической находкой при осуществлении планомерного обследования археографами Новосибирска хранилищ древних рукописных и старопечатных книг Сибири: в фондах Томского областного государственного музея был обнаружен и затем изучен, датирован, атрибутирован список первого общего курса отечественной истории, Степенной книги царского родословия (1560-е гг.). Список этот оказался древнейшим, позволившим по-новому представить историю создания памятника времени царя Ивана Грозного и дальнейшее движение его текста. Предполагается к концу 2005 г. подготовить двухтомное издание Степенной книги по 6 самым древним спискам, третий том готовят ученые США. В отчетном году подготовлено к изданию 18 а.л.

В 2003 г. продолжались также работы по изданию очередных томов основанной нами в 1997 г. серии “Архивы Кремля”. Текстологической основой серии является постулат о принципиальном единстве подходов к анализу и публикации источников глубокой старины и недавнего прошлого. Долгие годы в исторической науке в силу ряда объективных и субъективных причин господствовали изрядно упрощенные приемы издания источников XX века, ныне существует возможность и необходимость применять ко всем историческим источникам одинаковые по строгости методы источниковедения и текстологии. Вышли два очередных тома «Архивы Кремля», сектор участвовал в выработке археографических и текстологических правил издания.

Продолжалась также подготовка и издание очередных томов ежегодной серии «Археография и источниковедение Сибири», основанной нами в 1975 г., а также подготовка к печати очередного тома серии «История Сибири. Первоисточники», основанной нами в 1993 г. Значительная часть содержания последних томов этих двух серий посвящена малоизученной истории творчества народных старообрядческих богословов, их попыткам сочетать традиционную систему ценностей с реалиями Нового времени, стремлению осмыслить социальные и природные катаклизмы XX века при помощи понятийного аппарата Откровения Иоанна Богослова. Многие из издаваемых текстов обнаружены и впервые вводятся в научный оборот участниками новосибирских и екатеринбургских археографических экспедиций.

Исследование народного старообрядческого богословия было продолжено при подготовке к изданию и в процессе комментирования главного сочинения известного писателя-часовенного второй половины XX века А.Г. Мурачева, живущего в бассейне нижнего Енисея. Исследованный в ходе указанной работы рукописно-книжный репертуар староверов был дополнен в процессе выполненного Н.Д. Зольниковой научного описания книг кирилловской печати XVI - XVII вв. Собрания Института истории ОИИФФ СО РАН (последние поступления 1996-2002 г.).

Н.С. Гурьянова, исследуя историю взаимоотношений филипповского и федосеевского согласий на материале старообрядеских сборников, хранящихся в Собрании рукописей и старопечатных книг Института истории СО РАН, то, каким образом в конце XIX в. автор-старообрядец представлял ее в исторической ретроспективе, сделала вывод, что первоначальный радикализм филипповцев остался в прошлом, они не только стали терпимее относиться к своим единоверцам, но и проявляли гораздо большую толерантность в решении догматических и обрядовых вопросов.

Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера, исследование которых активно продолжается и продуктивно ведется А.Х. Элертом в сотрудничестве с учеными ФРГ, дают богатый материал по истории культуры коренных народов Сибири. Содержанием публикаций этого года стал анализ погребальных обрядов у тюрков Сибири XVIII в. Ведется тщательная подготовка издания объемного и уникального труда Г.Ф. Миллера “Описание сибирских народов”, за отчетный период обработано текстов объемом в 15,7 а.л. Подготовлены к публикации «Путевые дневники 1735 - 1743 гг.» участников Второй Камчатской экспедиции Г.В. Штеллера, С.П. Крашенинникова, И.Э.Фишера (2,1 а.л.).

Завершена работа по подготовке к печати очередного тома серии «История Сибири. Первоисточники». В 2003 г. сданы в печать «Мемуары сибиряков. XIX век». В издание вошли ранее не публиковавшиеся воспоминания четырех сибиряков из разных слоев общества — чиновничества, купечества, казачества. Описываемые события происходят в Сибири (в ее границах XIX века) на протяжении от Омска до Николаевска-на-Амуре. Они охватывают период с начала 1830-х и до 1910-х гг. Это “Мои воспоминания” известного литератора, публициста, историка и общественного деятеля В.И. Вагина, воспоминания уроженки Сибири и родственницы П.А. Кропоткина – В.С. Кропоткиной. Два других публикуемых сочинения посвящены истории присоединения и освоения Приамурья - это “Записки об Амуре” купца П.И. Пахолкова и фрагмент из воспоминаний забайкальского казака Р.К.Богданова. Публикуемые мемуары объединены прежде всего тем, что их авторы принадлежат к средним слоям сибирского общества. Все они — урожденные сибиряки, не занимавшие высоких должностей. Их взгляды на сибирскую действительность — это взгляды местного населения, а не приезжих чиновников и политических ссыльных, которыми чаще всего писались записки о Сибири. Воспоминания позволяют полнее и глубже представить себе уровень осознания действительности сибиряками, причем не только образованными людьми – такими, как В.И. Вагин и В.С. Кропоткина, но и людьми, не получившими систематического образования. Мемуары публикуются с соблюдением всех требований к научному изданию: тексты переданы с учетом авторской правки, отражены и предшествующие редакции, издание снабжено обширным историческим комментарием и именным указателем.

Подготовлена публикация текста «Окружного послания 1696 г.» Афанасия Холмогорского по раннему списку конца XVII в. из его личной библиотеки. На основе историко-литературного и текстологического анализа дана научная интерпретация содержания сочинения, его оценка, определен характер трактовки актуальных проблем переходного периода: взаимоотношений «священства» и «царства», влияния западных конфессий, выявлена связь с традициями христианской учительной литературы.

В рамках проекта велось исследование памятников письменности раннего старообрядчества. Сдана в печать и готовится к выходу уже в этом календарном году монография Л.В.Титовой «Послание дьякона Федора сыну Максиму – литературный и полемический памятник раннего старообрядчества» (20 а.л.). Основная проблема исследования – история текста одного из самых значительных сочинений видного старообрядческого писателя-полемиста XVII в. Федора Иванова. Этот памятник – важнейший источник по истории раскола и выдающееся произведение русской публицистики второй половины XVII в. В нем ярко проявились все противоречия «переходного периода», свойственные древнерусской литературе в целом. Тексты основных выявленных редакций Послания опубликованы в приложении к монографии, снабжены научными историко-литературными комментариями, они обогащают современную науку ценными знаниями по истории национальной культуры.

Завершена работа по изданию ранних сочинений Максима Грека, самого сложного материала в рукописном наследии публициста (подготовлено 9 текстов объемом 8 а.л. и 5,5 а.л. текстологического комментария, работа находится в московском издательстве «Индрик»). Исследованы дополнительные тексты (анонимная рукопись сер. XVI в. ГИМ Барс. 364 и Послание Сигизмунду) с целью уточнения истории текста антилатинских сочинений Максима Грека. Включены в издание первого тома публикации краткой редакции Послания Василию III о переводе Толковой псалтыри и предисловия к некоторым ее спискам, заменившего текст Послания Максима Грека. Подготовлено к печати 38 сочинений из прижизненных собраний по трем спискам. В результате текстологического анализа установлены отношения между авторскими кодексами.

Подготовлено издание сборника "Духовная литература старообрядцев" (28 а.л.). Введение в научный оборот важных и крупных источников по истории старообрядчества — значительный вклад в мировую гуманитарную науку, где интерес к такому уникальному явлению, как старообрядчество, велик.


2. Исторические источники и литературные памятники XVI –XX вв.: развитие традиций.

Следующая ведущая научная программа сектора — Исторические источники и литературные памятники XVI –XX вв. Развитие традиций.

Исследования по заявленной теме ведутся второй год, результаты представлены в серии статей сотрудников сектора, опубликованных в очередном выпуске сборника научных трудов «Археография и источниковедение Сибири», в ряде других сборников и журналах.

Преемственность культурных традиций, соотношений традиций и новых веяний в духовной жизни и общественном сознании исследовалась на истории текста Степенной книги, анализе сочинений Максима Грека, сборника «Щит веры» Афанасия Холмогорского, отразившего идейную борьбу традиционалистов и новаторов конца XVII в., сочинений Пустозерского старообрядческого центра, оказавшего влияние на позднейшую старообрядческую публицистику и русскую литературу нач. XVIII в., эсхатологических произведений XVIII в., отразивших процесс формирования богословских и политических концепций в разных старообярдческих согласиях. На основе разностороннего изучения ранее потаенных старообрядческих текстов, созданных в XX в. и открытых для научного исследования новосибирскими археографами, прослежено развитие византийских и древнерусских традиций в новых исторических и культурных условиях.

Основной проблематикой статей 22-го сборника («АиИ») стали исследования взаимоотношений «высокой» и «низовой» традиции на протяжении ряда веков, связи древнерусской литературы и деловых жанров. Особое внимание уделено народной культуре, старообрядческой письменности. Интересны результаты изучения сочинений как столичного писателя Максима Грека, так и провинциальных книжников конца XVII в. Традиционно в сборнике представлены работы сибирской тематики: рассматриваются вопросы религии аборигенов XVII в. и мемуаристики XIX в. Таким образом, материалы сборника посвящены широкому спектру проблем средневековой общерусской и старообрядческой книжной традиции.

Традиционной для сектора осталась проблема исследования низовой культуры старообрядцев Урала и Сибири конца XIX - XX вв. Проанализировав ряд рукописей филипповцев, странников и староверов-часовенных, Н.Д. Зольниковой обнаружено активное использование ими сочинений литературы Нового времени, принадлежащих как официальной православной церкви, так и гражданским авторам. Выяснилось, что данное явление было общим для всех главных направлений старообрядчества этого региона и этого времени, несмотря на иные утверждения, встречающиеся до сих пор в научной литературе. Характерно, что от литературного наследия древней Руси староверы ни в коей мере не отказывались, о чем говорят многочисленные цитаты из традиционного массива святоотеческой, житийной, патериковой, полемической, «естественно-научной» и апокрифической литературы древнерусского репертуара. Однако в ходе конкретных споров между старообрядческими течениями, в борьбе с атеизмом новая и новейшая литература «верхов» России начинает вносить изменения в мировосприятие и даже в народное осмысление православного богословия. То, что ранее старообрядцами категорически считалось «чужим», постепенно становится «своим», хотя, конечно, до известных пределов.

Анализ формирования системы авторитетов старообрядчества в XVIII в., проведенный Н.С. Гурьяновой, позволил сделать вывод о том, что защитники старого обряда, опираясь на традиции русского православия, решали богословские вопросы вполне в духе Нового времени.

В рамках проекта проблема культурной преемственности была рассмотрена Н.П. Матхановой и на таком специфическом историческом и источниковом материале, как женская мемуаристика в Сибири XIX в Оригинальное преломление традиций русской мемуаристики в сибирских условиях породило специфические сюжеты и подходы, их дальнейшее изучение позволит глубже понять своеобразие духовной культуры русского населения Сибири и развитие здесь русских культурных традиций. В отчетном году был выявлен корпус опубликованных в XIX веке воспоминаний женщин, хорошо образованных женщин в своем большинстве, в которых освещались отдельные вопросы жизни на территории края. В мемуарах Сибири заметно влияние сложившихся к этому времени традиций русской мемуаристики. В результате исследования показано, что сибирские женские мемуары органично вписываются в общий процесс мемуаротворчества, охвативший в XIX веке довольно значительную часть русского общества, что женская мемуаристика явилась и естественным отражением процесса эмансипации, столь характерного для России этого периода. По материалам исследования Н.П. Матхановой опубликована статья «Сибирские женские мемуары первой половины XIX века»

На основательной базе материалов, собранных участниками Второй Камчатской экспедиции, А.Х. Элертом сделан важный вывод о незавершенности процесса формирования якутского пантеона божеств и духов в XVIII в., о его подвижности и многообразии, на фоне единообразия верований аборигенов. Колоссальный объем собранных Г.Ф. Миллером и другими участниками экспедиции материалов о религиозных представлениях якутов, а также высокая степень достоверности делают их важнейшим источником для решения кардинальных проблем генезиса языческих верований якутов в XVII – XX вв.

Исследуя православную традицию пустынножительства в сочинениях сибирских старообрядцев, А.И. Мальцеву удалось определить влияние православной традиции пустынножительства на проповедь сибирских старообрядцев. Наблюдения автора, сделанные прежде всего на материале страннических рукописей, подтверждают выводы, известные по иным источникам, изученным другими исследователями, о том, что старообрядцы в своих идейных построениях не просто опирались на общеправославную традицию пустынножительства, но творчески ее использовали, адаптируя к современным им реалиям. Проблема церковной организации и управления в сочинениях староверов-странников (вторая половина XIX – начало XX вв.) А.И. Мальцевым подробно рассмотрена с разных точек зрения, рождавшихся в ходе острой полемики среди староверов-странников во второй половине XIX – начале ХХ вв. Первыми из беспоповцев в 60-х гг. XIX в. они поставили на повестку дня вопрос о самих принципах церковной организации и управления. На анализе большого количества ранее неизвестных источников впервые удалось представить основные позиции страннических идеологов по данным вопросам.

Монографическое исследование Л.В. Титовой, сданное в печать и по плану издания обязанное выйти в текущем календарном году, посвящено ранней старообрядческой литературе, в которой отразилась идеология самого консервативного крыла защитников старого обряда, традиционалистов, всячески отрицавших новизну, «внешнюю мудрость». Между тем они создали такие яркие новаторские сочинения, которые во многом представляют явление нового переходного времени развития русской литературы, происходящие в ней культурные перемены, литературные открытия в изображении человека, изменившийся характер ваимодействия книжной и устной традиции.

В рамках проекта Т.В. Панич поднята актуальная тема – участие писателей патриаршего круга в идейной борьбе последних десятилетий XVII в. Анализ взглядов данной группы писателей на вопросы просвещения и образования, тесно связанные для них с проблемами защиты православного вероучения и русских национальных традиций, сделан на основе авторских рукописных памятников: статей из антилатинского сборника Афанасия Холмогорского «Щит веры», а также полемических сочинений Евфимия Чудовского, основного идеолога и духовного лидера «грекофилов».

С привлечением широкого круга памятников XI – XVI вв. Л.И. Журова изучала влияние традиции антикатолической полемики на творчество Максима Грека, установлена авторская техника подборки материалов для дальнейшей работы, составлена модель чернового текста писателя. Исследованы также межтекстовые связи самих сочинений против латинян Максима Грека, в результате чего определена их роль в организации текстов как ранних посланий, так и сочинений, вошедших в прижизненные собрания, выявлены особенности и приемы включения интертекста (в частности, святоотеческой и евангельской цитаты) в полемический текст, функционирование элементов традиционной богословской риторики в антилатинских трактатах Максима Грека. Опубликованы первые результаты исследования взаимоотношений прижизненных собраний Максима Грека на основе текстологического анализа отдельных глав. Полученные выводы вносят существенные коррективы в гипотетические концепции и обнаруживают закономерности движения текста по собраниям.

На материале Урало-Сибирского патерика О.Д. Журавель проведено изучение повествования агиографического типа в поздней старообрядческой традиции. Исследованы тексты, являющиеся не только новыми источниками по изучению народно-христаинских представлений о святости, но и уникальными свидетельствами о функционировании древнейшего агиографического жанра в иных историко-культурных условиях. В создании новых текстов агиографического характера можно увидеть определенную закономерность, вытекающую из установки согласия на исключительность. Основной вывод исследования: тщательно собирая и фиксируя весь доступный материал о жизни праведников, авторы Патерика как будто предоставляли высшим силам окончательно решать вопрос об их канонизации – при понятном в условиях старообрядчества отсутствии земных правомочных инстанций. Создание культа собственных местночтимых святых соотносится, видимо, и с таким явлением старообрядческой культуры, как сакрализация данного монастыря, скитского центра, пустыни.


3 Русская письменность нового и новейшего времени в Сибири

Результатом работы по этому проекту стало издание памятника старообрядческой письменности XVIII в., избранных сочинений одного из наиболее значительных идеологов старой веры инока Евфимия: А.И. Мальцев «Сочинения инока Евфимия (тексты и комментарии)». Новосибирск, «Сибирский хронограф», 2003. 400 с. (20 п. л.), тир. 1000 экз. Настоящее издание текстов заключает исследование истории страннического согласия, представленное монографией Мальцева А.И «Староверы странники в XVIII – первой половине XIX в.» (Новосибирск, 1996), в которой значительное внимание уделено личности Евфимия, его творчеству и учению. Необходимость научного издания его сочинений давно была определена учеными (А.И. Клибановым, Н.Н. Покровским и др.), но попыток его осуществить не было, основным источником для изучения творчества Евфимия служили фрагменты его сочинений, изданные еще в 1862 г. В.И. Кельсиевым по неточным и тенденциозным источникам. Настоящее издание основано на выявлении и изучении в старообрядческих рукописях оригинальных сочинений Евфимия, на установлении его автографов. В результате многолетней работы было обнаружено два рукописных сборника – автографа Евфимия. В составе 32 рукописных сборников XVIII –XX вв. выявлены многочисленные списки сочинений Евфимия, было проведено источниковедческое изучение собранных материалов. К настоящему времени выявлено семь оригинальных сочинений инока, написанных в разное время. Критерии отбора определялись потребностью раскрыть содержание учения страннического идеолога во всех его составляющих (проповедь пустынножительства, эсхатология, пути сохранения истинной веры), составить представление об эволюции его взглядов, отразить основные этапы биографии инока, извлечь сведения об истории старообрядческого движения в XVIII в.

Вышел очередной сборник научных трудов «Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI – XX вв.», Новосибирск, издательство СО РАН, (ответ. ред. Е.К. Ромодановская, объем 22 п.л., тираж 400 экз.), продолжающий серию «Археография и источниковедение Сибири». Сборник состоит из традиционных разделов: статьи-исследования, публикации памятников и обзоры источников. Сборник включает научные исследования, публикации источников, описания рукописей, старопечатных книг и гектографированных изданий XVI –XX вв.

В рамках проекта велось исследование эсхатологических построений выговцев в перв. четв. XVIII в., поскольку они оказали существенное влияние на идеологию не только поморского согласия, но и старообрядчества вообще. Н.С. Гурьянова ввела в научный оборот уникальную подборку цитат из рукописных и старопечатных книг, которые посвящены вопросам эсхатологического учения, составленную в центре поморского согласия – Выговской пустыни в нач. XVIII в. Их детальное изучение уточняет научные представления об эсхатологоческой теории поморцев первой половины XVIII в. В дальнейшем поморские авторы активно использовали их в своих сочинениях. Анализ состава и структуры данной подборки проясняет складывание в то время системы авторитетов у старообрядцев. Эта подборка «свидетельств» ценна как источник для воссоздания картины оформления выговцами эсхатологического учения, которое в свою очередь служило им обоснованием при выработке идеологии и решении обрядовых и организационных вопросов.

Изучение Н.П. Матхановой корпуса сибирской мемуаристики (пока на материале опубликованных сочинений в первой половине XIX века) позволило определить критерии отнесения источников к этой категории памятников письменной культуры, выявить основной состав текстов, проследить некоторые тенденции развития традиции. В особую группу выделены женские мемуары, выявлен круг их авторов, определены некоторые специфические черты. Сдана в печать публикация текстов «Мемуары сибиряков. XIX в.»

Изучение антилатинской книги Афанасия Холмогорского «Щит веры» в ее тесной связи с историко-литературным контекстом конца XVII, было сосредоточено на анализе идейных взглядов и творчества создателей книги, а также ее литературных особенностей. Выявлялись воззрения «грекофилов» на роль Церкви в жизни общества, на вопросы просвещения и образования, их отношение к западному влиянию. Большое внимание было уделено анализу образной системы «Щита веры», источников сборника, специфики их использования, интерпретации, связи с традицией. Результаты проделанной в отчетном году работы позволяют глубже понять роль жанра полемического сборника в конце «переходного» столетия, дают более глубокие представления о специфике литературного процесса этого времени и о писательской группировке грекофилов, их идеологии и месте в культурно-историческом контексте последних десятилетий XVII в. В статье «Традиции антилатинской полемики в книге конца XVII в. “Щит веры”» устанавливаются и анализируются источники «Щита веры», отразившие антилатинскую полемическую традицию, исследуется специфика их использования и интерпретации составителями книги. Выявляются средства и приемы ведения спора.

Изучение Л.И. Журовой полемических сочинений Максима Грека в сопоставлении с общеевропейской традицией бытования антилатинских текстов позволило определить особенности функционирования посланий афонского монаха против католической пропаганды и своеобразие стиля средневекового публициста. Исследование организации текста авторского послания Максима Грека Николаю Булеву дало возможность оценить прививание в русской книжности художественного опыта культуры полемического текста и уровень творческого процесса писателя на раннем его этапе.

На материале оригинальных сочинений, созданных в старообрядческой среде в XIX–XX вв., прослежена преемственность в современных старообрядческих житийных памятниках раннехристианских и древнеславянских агиографических жанровых традиций.

 

Результаты работы сотрудников сектора по названным выше научным программам существенны, они представлены публикациями общим объемом 61 а.л.

Теоретическое значение исследований заключается в:

  • введении в научный оборот уникальных источников,
  • в разработке и совершенствовании приемов анализа исторического материала,
  • складывании системы научного знания по ряду крупных проблем на основе прочной и надежной источниковой базы,
  • создании новых концепций, построенных на современной методологии, и переоценке старых теорий,
  • накоплении и обновлении опыта гуманитарных исследований.

Практическое значение проведенных исследований заключается в

  • во влиянии академической науки на формирование общественных взглядов и мнений (в противовес массовой научно-популярной публицистике)
  • доступности вновь открытых материалов,
  •  разработке и обновлении лекционных и специальных курсов для гуманитарных вузов.

Давая оценку полученным результатам в сопоставлении с общим состоянием современной науки РФ и за рубежом, следует признать уникальность собранного сибирскими археографами материала, широкий охват тем для исследований, глубину проработки поставленных задач, многообразие подходов к решению сложных проблем и перспективность разрабатываемых концепций.

В организации и проведении научной работы сотрудники эффективно использовали современные технические средства, возможности интернета, способы оцифровывания рукописных материалов для процесса подготовки данных к дальнейшей обработке. Популяризация достижений современных знаний по истории Сибири и ее культуры, в том числе православной — несколько статей выставлено на сайте — еще одна часть активной деятельности сотрудников сектора.

Благодаря помощи Совета по поддержке ведущих научных школ удавалось интенсивно вести источниковедческое направление работы, организовывать приобретение старопечатных и рукописных книг, финансировать научные командировки и труд молодых ученых, оснащать сектор техникой и оборудованием.


Экспедиционная работа

В отчетном году сектор продолжал вести археографические полевые исследования и работу по приобретению рукописных и старопечатных книг у населения. Экспедиционный отряд работал на территории Новосибирской и Кемеровской областей. В результате проведенной работы книжное собрание Института пополнили новые приобретения. Особенность этого года – преобладание среди них ксерокопий рукописей, переданных нам владельцами во временное пользование. Их общее количество – 26 единиц хранения, снятых с оригиналов XIX–ХХ вв.

В 2003 г. удалось снять копии практически со всех сочинений самобытного крестьянского писателя-старообрядца И.Н. Жарикова, жителя низовьев Енисея. Сочинения были написаны в 70-х гг. ХХ в.; они посвящены догматическим и этическим спорам с часовенными Енисея. Особый интерес представляют полемические сочинения И.Н. Жарикова, писанные силлабическими стихами и рифмованной прозой, представляющие собой памятники оригинальной крестьянской богословской мысли, народного православия ХХ в.

Традиционным для последних лет стало поступление большого количества сочинений староверов страннического согласия. Их приобретение стало возможным благодаря многолетним налаженным связям новосибирских археографов со странниками, компактно проживающими на территории Кемеровской обл., а также, благодаря любезности кинешемского коллекционера Е.П. Новикова. Он предоставляет нам возможность копировать собранные им страннические и поморские рукописи второй год. Большой научный интерес представляет поступившая к нам на хранение в отчетном году копия уникального страннического сборника второй половины XIX в., содержащего полный список обширного сочинения, написанного наставником Федором Ивановым в середине XIX в. «О догмате веры Новыя Благодати…». Это сочинение – первое, сделанное в XIX в., систематическое изложение страннического вероучения, чем и определяется его ценность. В составе приобретенной сектором копии находится также еще одно редкое сочинение середины XIX в., отражающее полемику со странниками-безденежниками – Ответы на вопросы последователей Антипа Яковлева. Поступившие на хранение копии поморских рукописей отражают полемику этого старообрядческого согласия со странниками. Большая часть материалов Е.П. Новикова связана с острейшими спорами первой трети ХХ в., повлекшими за собой раскол страннического согласия. Учитывая, что материалы, поступавшие к нам от странников Кемеровской обл., представляют в этих спорах противоположную точку зрения, мы имеем уникальную для российских книгохранилищ возможность исследовать взаимную полемику двух течений странников с точки зрения каждой стороны.

В отчетном году на хранение приняты три рукописи. Две из них – Шестоднев служебный и Ирмологий (обе – ХХ в.) поступили в конце прошлого года и в предыдущий отчет не вошли. В 2003 г. приобретен автограф упоминавшегося выше енисейского писателя И.Н. Жарикова, представляющий его сочинение «О сотворении мира и о скончании его».

Единственная старопечатная книга, приобретенная в этом году – редкое старообрядческое издание объемистого «душеполезного» сборника «Альфа и омега» (Супрасль, 1788), составленного из творений отцов церкви. Это – первый экземпляр сборника для нашего книжного собрания. Книга пользовалась заслуженной популярностью и часто цитировалась старообрядческими авторами, начиная с XVIII в. С ее приобретением у археографов Института появилась возможность работать с включенными в книгу текстами, не прибегая к услугам других книгохранилищ.


Основные итоги научно-исследовательских работ сотрудников сектора

Н.Н. Покровский продолжал вести большую организационную и исследовательскую работу по подготовке издания Степенной книги, Архивов Кремля, источников старообрядческой письменной культуры Сибири. Опубликовано 5 статей – 4,55 а.л., сдано в печать 5 статей – 4,45 а.л.

Н.Д. Зольникова исследовала соотношение древнерусских традиций и влияния цивилизации Нового времени на творчество староверов Сибири к. XIX – XX вв, ею изучались богословская мысль старообрядцев, доля и характер использования новой литературы в их сочинениях, судьба апокрифов в поздней письменной традиции. Опубликовано более 4 а.л. статей.

Анализ эсхатологических сочинений старообрядцев XVIII в. – ведущая тема Н.С. Гурьяновой,. ею опубликовано 7 статей, две рецензии, всего объем вышедших из печати трудов составил более 8 а.л.

Элерт А.Х. продолжал заниматься исследованием деятельности участников Второй Камчатской экспедиции. В опубликованных и сданных в печать статьях (общим объемом почти 6 а.л.) проанализированы уникальные рукописные материалы, введены в научный оборот экспедиционные описания, позволившие по-новому поставить вопрос о региональных особенностях по взаимоотношениях между русскими и коренными народами Сибири в конце XVI – первой половине XVIII в. Готовит к публикации два тома «Описания народов Сибири» Г.Ф. Миллера (объем 25-30 а.л.).

Н.П. Матхановой, ведется исследование по темам: «Сибирская мемуаристика», «Власть и общество в Сибири XIX в.», «Участие женщин в общественно-политической жизни Сибири в XIX в.». Кроме того, что ею сдана в печать очередная монография «Мемуары сибиряков. XIX в.» (20 а л.), опубликовано 7 статей по означенным темам.

Основными направлениями работы А.И. Мальцева были исследования истории страннического согласия, В отчетном году вышло, помимо издания «Сочинения инока Евфимия», 5 статей объемом 4 а.л. Проводилась разработка отдельных сюжетов проблемы взаимоотношений основных согласий старообрядцев-беспоповцев (XVIII – начало XIX в.). Он участник проекта издания «Православной энциклопедии». Кроме того он занимался организацией и проведением экспедиционной работы.
Л.В. Титовой сдана в печать монография «Послание дьякона Федора сыну Максиму — литературный и полемический памятник раннего старообрядчества» (20 а.л.), которая может быть положена в основу докторской диссертации.

Т.В. Панич завершает работу над плановой монографией «Книга «Щит веры» Афанасия Холмогорского в историко-литературном контексте конца XVII в.» (15 а.л.).

О.Д. Журавель работала по двум направлениям: подготовка издания Степенной книги (примерно 6 а.л.) и исследование современной старообрядческой агиографической письменности. Она изучала отражение и модификации в старообрядческой литературе XVIII –XX вв. византийских, древнерусских и ранних старообрядческих традиций, жанровую систему литературы староверов. Результаты исследования составляют главу плановой монографии "Поздняя старообрядческая литература: соотношение фольклорной и книжной традиции". В рамках монографической темы О.Д. Журавель продолжалось изучение старообрядческой литературы XVIII-XX вв. с точки зрения отражения в ней древнейших византийских и древнерусских культурных традиций, выявление специфики новейшей старообрядческой письменности, развивающейся на пересечении книжных (в том числе раннехристианских и древнеславянских) и фольклорных влияний, исследовались особенности жанрового состава современной старообрядческой литературы. Написаны комментарии к текстам сочинений, издаваемых во 2-м томе.

Л.И. Журовой завершается работа над монографией «Рукописная традиция сочинений Максима Грека» (20 а.л.), полностью подготовлено приложение с публикацией 38 глав из авторских собраний. Опубликованы и подготовлены к печати в виде статей первые результаты исследования проблемы взаимоотношений прижизненных кодексов.


Краткая характеристика важнейших научных трудов, изданных, сданных в печать и подготовленных к публикации в 2003 г.

За отчетный период опубликовано:

  • 1 книга — 20 п.л. (общий объем)
  • 43 статьи — 36,05 а.л., из них в других издательствах — 20 а.л.
  • 1 учебное пособие – 5 а.л.

выставлено на сайтах статей —.
итого: 61 п.л.

Сдано в печать

  • 2 монографии (43 п.л.),
  • 28 статей 23, 25 п.л., из них вышли (общим объемом 8,65 п.л.).
  • Итого: 66, 25 п.л.

Подготовлено к печати 2 монографии, статей и публикация источников – 70 п.л.

Характеристика научно-организационной деятельности

Сотрудники сектора активно и успешно участвуют организационной работе.

Н.Н. Покровский — зам директора Института истории СО РАН (до 03.09.03), зам. председателя ученого совета ИИ, председатель специализированного диссертационного докторского совета ИИ СО РАН, председатель СО Археографической комиссии РАН, ответственный редактор серии «Археография и источниковедение России» (вышел очередной, 22 выпуск), ответ. редактор серии «Архивы Кремля» (вышли второй и третий тома), ответ. редактор Археографического Ежегодника (вышел очередной том), член редколлегии серии «Ученые Сибири», член редколлегии журнала «Гуманитарные науки в Сибири», международного издания материалов Второй Камчатской экспедиции. Ответственный редактор по подготовке нового издания «Степенная книга царского родословия». Ответ редактор вышедших из печати монографий А.И. Мальцева и Н.П. Матхановой.

Зольникова Н.Д. — член специализированного диссертационного совета. Матханова Н.П. — член специализированного диссертационного совета, член ученого совета ИИ. Гурьянова Н.С. — член ученого совета ИИ, член редколлегии журнала «Гуманитарные науки в Сибири», ответственный за организацию и проведение студенческой научной конференции «Студент и научно-технический прогресс 2003». Элерт А.Х. —член специализированного совета по защите диссертаций в Алтайском госуниверситете, член редколлегии издания «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера. Титова Л.В. — ученый секретарь сектора, бессменный член редколлегии серии «Археография и источниковедение Сибири». Панич Т.В. — хранитель рукописного собрания ИИ. Мальцев А.И. — начальник экспедиционного археографического отряда. Журова Л.И. – член редколлегии журнала «Сибирская филология». Журавель О.Д. — материально ответственное лицо.


Состояние материально-технической базы

Материально-техническую базу сектора составляют 6 компьютеров, 3 ксерокса, 2 сканера, 2 принтера, модем, ноутбук кондиционер для книгохранилища.


Характеристика международ.научных связей

В рамках заключенного между ИИ СО РАН и Фондом Франке (г. Галле, Германия) А.Х. Элертом продолжалась работа по подготовке издания 3-х томов этнографических трудов Г.Ф. Миллера в серии “Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов”. Издание будет осуществлено на русском и немецком языках одновременно в России и Германии. Первый том должен быть полностью готов к изданию в 2004 г., в настоящее время проводится работа по написанию комментариев и составлению указателей. Одновременно проводится работа над вторым томом (перевод текстов на русский язык, составление археографических примечаний). Помимо этого ведется работа по подготовке к изданию в указанной серии тома с путевыми дневниками Г.В.Стеллера, С.П.Крашенинникова и И.Э.Фишера. Предполагается и отчасти уже начата совместная работа по подготовке ряда других томов серии, куда войдут пять томов полевого дневника Миллера и его «Описание Селенгинского и Нерчинского уездов». Концепция этих изданий разрабатывается при участии акад. Н.Н. Покровского, который является членом редколлегии серии.

Совместно с Университетом Калифорнии, Лос-Анжелес (проф. доктор Г. Ленхофф), ведется работа над изданием Степенной книги.


Рецензирование

Сотрудники сектора рецензировали ряд научных работ, составлено 6 отзывов:

Покровский Н.Н.:

Отзыв на рукопись докторской диссертации Савина В.А. «Государственный архивный фонд РСФСР: формирование, коммуникации, организация. Июнь 1918 – 1941 гг.». Отзыв на рукопись о правителях России (по запросу Администрации Президента России)

Зольникова Н.Д. сделала внешний отзыв на канд. диссертацию Ю.В. Боровик «Старообрядцы Урала и Зауралья на переломе эпох (1905–1927 гг.)».; выступила официальным оппонентом канд. дисс. И.П. Каменского «Кузнецкий уезд в XVII – начале XVIII вв.» (декабрь 2002 г.)

Мальцев А.И. дал отзыв на а/реферат диссертации Е.Я. Зотова «Медное художественное литье XVIII–начала XX вв. старообрядческих мастерских г. Москвы: источниковедческое исследование», написал рецензии на две статьи для Православной энциклопедии (Е.М. Юхименко «Васильев Феодосий» для Православной Энциклопедии; Е.А. Агеева «Братский двор»).

Журова Л.И. и Журавель О.Д. рецензировали рукопись «Словаря-указателя сюжетов и мотивов русской литературы», подготовленную сотрудниками Института филологии.


Подготовка научных кадров, работа в вузах

В отчетном году под научным соруководством Н.П. Матхановой защищена кандидатская диссертация Мирзоян Е.В. Окончил аспирантуру В.В. Жижков (науч. рук. акад. Н.Н.Покровский).

Н.Н. Покровским прочитана лекция по источниковедению для студентов Ростовского на Дону госуниверситета (сентябрь 2003 г.). А.Х. Элертом прочитан цикл лекций в университетах Дании (г. Орхус и г. Копенгаген).

В вузах города ряд сотрудников сектора ведут преподавательскую работу по совместительству: Н.С. Гурьянова Н.Д. читает 2 курса по истории России в НГУ, Н.П. Матханова ведет 2 курса и 2 спецкурса в НГТУ, Л.И. Журова преподает в НГТУ и НГПУ, А.И. Мальцев читает историю России и спецкурс по старообрядчеству в Физматшколе НГУ.

Командировки

В течение года состоялось 10 научных командировок в Москву и С-Петербург (в основном), целью которых была работа в архивах, рукописных отделах.

А.Х. Элерт — Москва, Германия ( 2003 г.). А.И. Мальцев —Москва (ноябрь 2002 г.) Москва (июнь 2003 г.), Гурьянова — Москва (ноябрь 2002г.), Матханова Н.П. – Москва (июнь 2003 г.); Л.В. Титова — Москва, С-Петербург (ноябрь-декабрь 2002 г.); О.Д. Журавель — Москва, (октябрь 2003 г.), Л.И. Журова — Москва (ноябрь-декабрь 2002 г.); Панич Т.В. – Москва (октябрь 2003 г.). Зольникова Н.Д. — г. Екатеринбург (октябрь 2002 г.

Конференции

Сотрудники выступили на 8 конференциях разного статуса.

 

Монографии

Продолжают работать:

  • Н.Д.Гурьянова «Эсхатологическое учение старообрядцев и социально-политические мифы Нового времени»
  •  Т.В. Панич «Книга «Щит веры» в историко-литературном контексте конца XVII в.»
  • О.Д. Журавель «Поздняя старообярческая литература: соотношение фольклорной и книжной традиций»
  •  Л.И. Журова «Рукописное наследие Максима Грека»
  • Н.Д. Зольникова. «Сибирский сыск Д.Л. Полянского»
  • А.Х.Элерт «Описание сибирских народов Г.Ф. Миллера»

 

Начата работа:

Н.П. Матханова. Эпистолярно-мемуарное наследие Кропоткиных-Чайковских.

См. список отчетов