Объявления

13.07.2018
Объявление о защите диссертации… А.В. Дмитриева
Подробнее

05.07.2018
О приеме к рассмотрению диссертации А.В. Дмитриева
Подробнее

04.06.2018
ИИ СО РАН объявляет конкурс на замещение должностей младших научных сотрудников...
Подробнее

07.03.2018
ИИ СО РАН объявляет конкурс на бюджетные места в аспирантуру в 2018 году
Подробнее

29.01.2018
ИИ СО РАН объявляет конкурс на замещение должности главного научного сотрудника
Подробнее

Все объявления

Сотрудники

Н.Д. ЗольниковаЗольникова Наталья Дмитриевна

Доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора археографии и источниковедения.

Дата, место рождения: 8 апреля 1949 г., г. Томск.

Окончила Новосибирский государственный университет, 1971.

Занималась в спецсеминаре акад. Н.Н. Покровского. Кандидатская диссертация на тему «Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.)» утверждена ВАК 28 сентября 1979 г.; докторская диссертация на тему «Сибирская приходская община в XVIII веке» утверждена ВАК 11 октября 1991 г.

Сферы научных интересов: история русской православной церкви, история сибирского старообрядчества, управление Сибирью и социальные конфликты в Сибири в конце XVII в.

Монографии
  • Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск: Наука, 1981.
  • Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск: Наука, 1990.
  • Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв. М.: Памятники исторической мысли, 2002. (В соавт. с Н.Н. Покровским; 13,8 п.л. без соавт.).
  • Урало-Сибирский патерик: Тексты и комментарии. М.: Издательский Дом «Языки славянской культуры»/ Изд. подгот. Н.Н.Покровским, Н.Д. Зольниковой, О.Д.Журавель. Кн.1, 2014; Кн. 2, 2016.
Статьи
  • Абсолютизм и присяга духовенства в 30-е – 60-е гг. (по материалам Тобольской епархии) // Известия Сиб. отдел. АН СССР: серия общ. наук, 1977, № 6, вып. 2. 0,5 п.л.
  • Ставленнические дела как источник по социальным проблемам // Источниковедение и археография Сибири. Новосибирск: Наука, 1977. С.14–40.
  • Табельные дни и организация политической службы духовенства в системе абсолютизма в Тобольской епархии 40-60- гг. XVIII в. // Из истории Алтая. Томск, изд-во ТГУ, 1978. 1 п.л.
  • Сословные проблемы во взаимоотношениях русской церкви и государства в XVIII в. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.и.н. Ротапринт ТГУ, 1979.
  • «Нарымское дело» 1643-1647 гг. // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск: Наука, 1982. С. 211–241.
  • Тобольская инструкция отставным солдатам 1743 г. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск, Наука, 1982. С. 242–248.
  • Делопроизводственные материалы о церковном строительстве как источник по истории приходской общины в Сибири (начало XVIII - конец 60-х гг. XVIII в.) // Рукописная традиция XVI-XIX вв. на востоке России. Новосибирск: Наука, 1983. С. 102–116.
  • Борьба за контроль над сибирской приходской общиной и институт церковных старост (источники XVIII в.) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск: Наука, 1984. С.87–102.
  • Описание книг кирилловской печати XVI-XVII вв. (Собрание ИИФиФ СО АН ) // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск: Наука, 1985. С. 183–232.
  • Сыск 1698–1700 гг. над иркутскими казаками о «недовозной казне» // Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, Наука, 1986. С.114–145.
  • Шлецеровская редакция Есиповской летописи // ПСРЛ. Т. 36, ч. 1, М.: Наука, 1987 ( в соавт. с Н.А. Дворецкой; без соавт. 1,5 п.л.).
  • Академическая редакция Есиповской летописи // ПСРЛ. Т. 36, ч.1, М: Наука, 1987 (в соавт. с Н.А. Дворецкой; без соавт. 1,5 п.л.).
  • Приходское духовенство по жалобам сибирского населения XVIII в. // Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск: Наука, 1987. С. 266–289.
  • Источники по истории сибирской приходской общины в XVIII в. // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск: Наука, 1986. С. 81–96.
  • Институт «слова и дела» и сибирское духовенство в XVIII в. // Социально-экономические отношения и классовая борьба в Сибири в дооктябрьский период. Новосибирск: Наука, 1988. 1 п.л.
  • О некоторых законодательных источниках по истории реформы церкви в 1720-х гг. // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма. Новосибирск: Наука, 1987. С. 105–114.
  • Описание старопечатных книг XVI-XVII вв. собрания ИИФФ (сборы 1984-86 гг.) // Источники по истории общественной мысли и культуры эпохи позднего феодализма. Новосибирск: Наука, 1988. С. 141–155.
  • Сыск Д.Л. Полянского и «писма» Избранта Идеса // Публицистика и исторические сочинения периода феодализма. Новосибирск: Наука, 1989. С. 180–220.
  • Ведомость 1781 г. о составе приходов Тобольской губернии. // Христианство и церковь в России периода феодализма (материалы). Новосибирск: Наука, 1989. С. 261–315.
  • Челобитные служилых красноярцев после восстания 1695-1699 гг. // Общественное сознание, книжность и культура периода феодализма. Новосибирск: Наука, 1990. С. 251–261.
  • Традиции сельской приходской общины в Сибири в XVIII в. и церковная бюрократия // Взаимосвязи города и деревни в их историческом развитии. XXII сессия Всесоюзного симпоз. по изуч. проблем аграрной истории. Тезисы докладов. Минск, 1989. 0,2 п.л.
  • Автореферат диссертации на соискание уч. ст. д.и.н. по теме «Сибирская приходская община в XVIII в. Новосибирск, ротапринт ИтиПМ СО АН, 1991.
  • Источники по истории часовенных приходов первой половины XVIII в. в фонде Иркутской духовной консистории. // Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосибирск: Наука, 1991. С. 196–199.
  • Современный писатель-старообрядец с Енисея. // Традиционная духовная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск: Наука, 1992. С. 283–288.
  • Историко-эсхатологическое сочинение XX в. // Исследования по истории литературы и общественно-политического сознания феодальной России. Новосибирск: Наука, 1992. С. 160–190.
  • Письма из личного фонда сибирского воеводы конца XVII в. // Известия СО АН СССР. Серия обществ. наук, 1991, №3.
  • Экстракты из ведомостей церковного учета населения в Томском заказе в XVIII в. // Населенные пункты Сибири: Опыт исторического развития (XVII -начало XX в.). Новосибирск, 1992 с. 34-39.
  • Что своему брату учинишь, такожде и сам приимешь // Исторический архив, №5. М., 1993. С. 190–197.
  • Духовенство Тобольской епархии и приходские общины второй половины XVIII в. в условиях конфликта. Проблемы менталитета и поведения. // Сословия и государственная власть в России XV - середины XIX в. Тезисы докладов международной конференции. М., 1994. 0,5 п.л.
  • Старообрядческий толковый апокалипсис второй половины XX в. // Сургут, Сибирь, Россия. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1994. 0,2 п.л.
  • Современные старообрядческие толкования на Апокалипсис. // Сургут, Сибирь, Россия. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1994. 0,5 п.л.
  • Леонтий Куликов. Биография Федора Афанасьевича Гусева (подг. к изданию и предисловие Н.Д. Зольниковой) // Воля, М., 1995, № 4–5. 0,7 п.л.
  • Человек и вселенная в сочинениях главы сибирского старообрядческого монастыря о. Симеона // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. №2. 1996. с. 50–54.
  • Духовенство Тобольской епархии и прихожане во время Крестьянской войны 1773-1775 гг. // Русское общество и литература позднего феодализма. Изд-во Сибирский хронограф. Новосибирск, 1996. С.84–103.
  • Сибирские писатели-староверы XX в. // Проза Сибири. Новосибирск, №1, 1996. С.269-286.
  • Die Klöster der Altgläubigen im Ural und in Sibirien im 20 Jahrhundert und die Bäuerliche altgläubigen Gemeinden // Berliner Jahrbuch für Osteuropäische Geschichte. 1996. № 2. S.75-91.
  • Первое столетие сибирских городов / изд. подгот. Н.Д. Зольникова, А.И. Мальцев, Д.Я. Резун при участии А. А. Бродникова, И. Ю. Просекова. Новосибирск: Изд-во Сибирский хронограф. 1996. С. 1–78, 95–102, 107–108, 109–111, 113–115, 118, 121, 123–128,161–171.
  • История человечества в сочинениях енисейских староверов XX в. // Гуманитарные исследования: итоги последних лет. Сб-к трудов научн. конф. к 35-летию ГФ НГУ . Изд-во НГУ. Новосибирск, 1997. С. 96–99.
  • Традиции приходского самоуправления в Иркутской епархии в первой половине XVIII в. // Исторические судьбы православия в Сибири. Тезисы докл. науч. конф. Иркутск, 1997. С. 9–11.
  • Реалии XX в. в современном толковом старообрядческом Апокалипсисе. // Проблемы историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1997. 0,2 п.л.
  • Послереволюционная власть в старообрядческом толковом Апокалипсисе второй половины ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. №2. 1997. С.81–84.
  • Проблемы церковного контроля в Иркутском епархиальном управлении первой половины XVIII века // Сибирь в XVI-XX вв.: Экономика, общественно-политическая жизнь и культура. Новосибирск: Изд-во СО РАН. 1997. С. 68–75.
  • Политические реалии XX в. в старообрядческой апокалиптике. // Сибирь на рубеже XIX-XX веков. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1997 . С.106–108.
  • История XX в. в старообрядческой полемике. // Проблемы истории местного управления Сибири XVII–XX веков. Вып. II. Тезисы докладов. Новосибирск, 1997.0,3 п.л.
  • Урало-сибирские староверы XX в. Древние традиции в советское время. // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI–XX вв. Новосибирск: Наука, 1998. С. 174–190.
  • Описание старопечатных книг Собрания ИИ СО РАН XVI-XVII вв. // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI-XX вв. Новосибирск, Наука, 1998. С. 293–311.
  • Эсхатология енисейского старовера-книжника часовенного согласия Исая Назаровича (1970-е гг.). // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, изд-во Уральского гос. университета, 1998. Вып.II. С.73–80.
  • «Свои» и «чужие» по нормативным актам сибирских староверов-часовенных // Гуманитарные науки в Сибири. 1998, № 2. С. 54–59.
  • Таежный писатель // Традиция и литературный процесс. Новосибирск: Изд-во СО РАН. 1999. С.418–433.
  • Межконфессиональная полемика сибирских староверов в ХХ в.: «часовенные» против «австрийских» // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. Новосибирск, 1999, № 2. С. 51–55.
  • Рец. на кн.: Мангилева А.В. Духовное сословие на Урале в первой пол. XIX в.-Екатеринбург, 1998; Нечаева М.Ю. Монастыри и власти: управление оюителями Восточного Урала в XVIII в. Екатеринбург, 1998. // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. Новосибирск, 1999. № 2. С. 107–108 ( в соавт с Н.Н. Покровским).
  • Традиции православия в Сибири. Конец XVI-XIX вв. // Сибирская икона. Омск, 1999. С. 10–34.
  • Традиции исихазма в скитах Урала и Сибири в ХХ в. // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. Материалы Всеросс. науч. конф. / Новосиб. гос. консерватория. Новосибирск, 1999. С.64–74.
  • О. Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев). На союзы // Духовная литература староверов востока России/ Изд подгот. Н.Н. Покровский, В.И. Байдин, Н.С. Гурьянова, Н.Д. Зольникова, А.И. Мальцев, Т.В. Панич, А.В. Полетаев, Л.В. Титова, А.Т. Шашков. Новосибирск, «Сибирский хронограф», 1999. С.159–169, 676–679 (Текст, комментарии погот. Н.Д. Зольниковой).
  • О. Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев). Краткая памятная запись нынешних событий и о судьбе древняго Рима // Духовная литература староверов востока России... Новосибирск, 1999. С. 169–197, 679–682 (Текст, комментарии погот. Н.Д. Зольниковой).
  • О. Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев). О воскресении Исуса Христа из мертвых, прение под видом двух человек, вернаго с неверным // Духовная литература староверов востока России... Новосибирск, 1999. С. 198–210, 682–683 (Текст, комментарии погот. Н.Д. Зольниковой).
  • О. Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев). Послание отцу и брату // Духовная литература староверов востока России... Новосибирск, 1999. С. 211–212, 683–684 (Текст, комментарии погот. Н.Д. Зольниковой).
  • О. Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев). Послание неизвестному // Духовная литература староверов востока России... Новосибирск, 1999. С. 212–213, 684–685. (Текст, комментарии погот. Н.Д. Зольниковой).
  • О. Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев). Прощальное письмо при гробнице о. Савы, перед отъездом в пределы реки Енисея // Духовная литература староверов востока России... Новосибирск, 1999. С. 213–215, 685 (Текст, комментарии погот. Н.Д. Зольниковой).
  • О. Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев). Познание от твари Творца и управителя вселенной // Духовная литература староверов востока России... Новосибирск, 1999. С. 215–253, 685–688 (Текст, комментарии погот. Н.Д. Зольниковой).
  • Афанасий Герасимович Мурачев О конце света // Духовная литература староверов востока России... Новосибирск, 1999. С. 290–305, 688–689. (Текст, комментарии погот. Н.Д. Зольниковой).
  • Куприян Климентович Борисов. Письмо христолюбивым // Духовная литература староверов востока России... Новосибирск, 1999. С. 321–328, 703. (Текст, комментарии погот. Н.Д. Зольниковой).
  • О неповиновении новой власти // Духовная литература староверов востока России... Новосибирск, 1999. С. 329–331, 704. (Текст, комментарии погот. Н.Д. Зольниковой).
  • Обряд и догма в спорах староверов-часовенных во второй половине ХХ в. // Этнокультурная история Урала в XVI–XX вв. Екатеринбург, 1999. С.129–132.
  • Традиции аскетизма в быту урало-сибирских староверов (по письменным источникам) // Православие и культура этноса. Тезисы докл. междунар. науч. симпоз. М., 2000. С. 91–92.
  • Скитская переписка: Нижний Енисей. 1951 г. // Памятники культуры. Новые открытия. М. «Наука». 2000. С. 118–128.
  • Полемика об антихристе у часовенных на востоке России в ХХ в. // Источники по русской истории и литературе: Средневековье и Новое время. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. С. 237–251.
  • «Стихотворение о всеядцах» (памятник старообрядческой полемики) // Проблемы истории, русской книжности, культуры и общественного сознания. Новосибирск, «Сибирский хронограф». 2000. С. 42–51.
  • «Пустыня в миру»: аскетизм в быту староверов-часовенных в ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. № 2. 2000. С. 17–21.
  • Эсхатология енисейского старовера-книжника Исая Назаровича (1970-е гг.) // Отечественная история. М., 2000. № 5. С.118–122.
  • Хранители веры и книжности // Родина. М., 2000. № 5. С. 150–152 ( в соавт. с Н.Н. Покровским).
  • Традиции средневековых exempla в творчестве староверов востока России (ХХ в.) // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск. 2001. № 2. С.11–15.
  • Работа урало-сибирских староверов-часовенных с книгой в ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск. 2001. № 3. С. 64–69.
  • Рец. на кн.: Ивонин А.Р. Западносибирский город последней четверти XVIII – 60-х гг. XIX. Барнаул, 2000 // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2001. № 2. С. 98–99.
  • Скитские письма второй половины ХХ в. (Нижний Енисей). // Общественное сознание и литература XVI–XX вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. С. 292–325.
  • Антоний (Людиновсков Афанасий Михайлович) // Православная энциклопедия. т. II. М., 2001. С. 629–631.
  • Старообрядческий писатель игумен о. Симеон и советская Сибирь (1-я пол. ХХ в.) // Духовная культура народов Сибири: Традиции и новации. Новосибирск, 2001. С. 62–69.
  • Русская православная церковь и старообрядчество в ХХ в.: общее в судьбах и конфессиональном сознании // Городская культура Сибири: традиции и новации. Новосибирск, 2002. С. 56–65.
  • Чудо в представлениях староверов-часовенных в ХХ в. // Сибирь на перекрестье мировых религий. Новосибирск.: Изд-во НГУ. 2002. С. 167–171.
  • Шурнишенское богословие (Нижний Енисей, последняя треть ХХ в.) // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. С. 273–280.
  • «Сон Богородицы» и сопутствующие апокрифы в старообрядческой рукописной традиции к. XIХ-ХХ вв. в Собрании Института истории СО РАН // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Культура, наука, образование. Новосибирск. 2003. № 3. С.63–68.
  • Описание книг кирилловской печати XVI-XVII веков из собрания Института истории СО РАН (поступления 1996–2002 годов) // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI-ХХ вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. С. 309–326.
  • Древнерусское наследие и новая литература в творчестве сибирских народных писателей-староверов конца XIХ – начала ХХ вв. // Славянский альманах. М.: Индрик. 2003. С. 351–358.
  • Литература Нового времени в страннических сборниках постоянного состава «Свет» и «Универс»: новации и традиции ХХ в. // Традиции и новации в духовной культуре Сибири XVII-ХХ вв. Новосибирск, 2003. С.49–75.
  • Старообрядческий нравоучительный сборник непостоянного состава конца XIХ-начала ХХ века из собрания Института истории СО РАН // Исторические источники и литературные памятники XVI–ХХ вв.: Развитие традиций. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. С. 178–203.
  • Ветхозаветные пророчества в творчестве А.Г. Мурачева // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Культура. Наука. Образование. 2004. № 3. С. 34–38.
  • Нижнеенисейский сборник: часовенное согласие, начало ХХI в. // Памятники истории России. Вып. 6. Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2005. С. 315–327.
  • «История России с древнейших времен» С.М. Соловьева в сибирском старообрядческом сборнике второй половины ХХ в. // Проблемы социально-экономического и культурного развития Сибири XVII–XX вв. Сб. науч. тр. Новосибирск, 2005. С. 285–291.
  • Урало-сибирские книжники-часовенные: работа с источником. // Гумантарные науки в Сибири. Серия: Наука. Культура. Образование. 2005. № 3. С. 20–24.
  • Рец. на кн.: Уральский сборник: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997, вып. I; 1998, вып. II; 1999, вып. III; 2001, вып. IV; 2003, вып. V. // Гуманитарные науки в Сибири. 2005, № 2. С. 105.
  • В.А. Ласкин. О пророках и антихристе // Духовная литература староверов Востока Росии XVIII–XX вв. /Изд. подгот. Покровский Н.Н., Гурьянова Н.С., Журавель О.Д., Зольникова Н.Д. и др. Т.2. Новосибирск, 2005. С. 229–287, 519–525 (текст и коммент. подгот. Н.Д. Зольниковой).
  • А.Г. Мурачев. О останке Израилевом // Духовная литература староверов Востока Росии XVIII–XX вв. /Изд. подгот. Покровский Н.Н., Гурьянова Н.С., Журавель О.Д., Зольникова Н.Д. и др. Т.2. Новосибирск, 2005. С. 303–406, 536–551.
  • А.Г. Мурачев. Наука и техника – природе убийца // Духовная литература староверов Востока Росии XVIII–XX вв. /Изд. подгот. Покровский Н.Н., Гурьянова Н.С., Журавель О.Д., Зольникова Н.Д. и др. Т.2. Новосибирск, 2005. С. 229–287, 519–525.
  • А.Г. Мурачев. Предатомные предвестии // Духовная литература староверов Востока Росии XVIII–XX вв. /Изд. подгот. Покровский Н.Н., Гурьянова Н.С., Журавель О.Д., Зольникова Н.Д. и др. Т.2. Новосибирск, 2005.С. 303–406, 536–551.
  • Описание книг кирилловской печати XVIII–XIX вв. из Собрания Института истории СО РАН (полевые сборы Н.Н. Покровского 1972, 1974 и 1975 гг.) // Общественная мысль и традиции русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI –XX вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. С. 162–168.
  • Екатеринбургский нравоучительный сборник к. XIX – нач. ХХ в. из собрания музея «Невьянская икона» // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI–ХХ вв. Новосибирск, 2006. С. 138–157.
  • Опыт географической и религиозной миграции: особенности одного собрания рукописей (статья первая) // Гуманитарные науки в Сибири. 2006, № 3. С. 18–23.
  • Тема софийности в нравоучительном сборнике к.XIX – нач. ХХ в. из собрания музея Невьянской иконы (Екатеринбург) // Вестник церковной истории. М., 2006, № 2. С. 187–197.
  • Наука в эсхатологических построениях Исая Назаровича (третья четв. ХХ в.) // Сибирь на перекрестье мировых религий. Материалы 3 межрег. конф. Новосибирск, 2006. Вып. 3. С. 223–226.
  • Опыт географической и религиозной миграции: особенности одного собрания рукописей (статья вторая) // Гуманитарные науки в Сибири. 2007. № 3. С. 13–20.
  • Судьбы сибирских староверов // Личность в истории Сибири XVIII–ХХ веков. Новосибирск, 2007. С. 259–270.
  • Сказание об иконе Божьей Матери Римской в переделке А.Г. Мурачева // Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации. Новосибирск: Изд-во СО РАН. 2007. С. 306–329.
  • Полемика староверов часовенного согласия в начале XXI в.: крестное знамение и иконопись (статья первая) // Общественное сознание и литература России: источники и исследования. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. С. 331–413.
  • Эсхатологическое сочинение амурского старовера-средника (вторая половина ХХ в.) // Поэтика русской литературы в историко-культурном контексте. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. С. 586–604.
  • Полемика староверов часовенного согласия в начале XXI в.: крестное знамение и иконопись (статья вторая) // Археографические исследования отечественной истории: Текст источника в литературных и общественных связях. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. С. 226–311.
  • Проблема межконфессионального заимствования идей и текстов: книжники разных согласий старообрядчества (XVIII–XIX вв.) // Проблемы истории России. Вып. 7. Екатеринбург, 2009. С. 144–154.
  • Апелляция о. Симеона: столкновение двух культур // Сибирь на перекрестье мировых религий. Сб. тр. 4-й межрег. науч.-практ. конф. памяти М.И. Рижского. Новосибирск, 2009. С. 189–195.
  • Арсений (Мацеевич Александр Иванович) // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 1. Новосибирск: Изд. Дом «Историческое наследие Сибири», 2009. С. 128–129.
  • Герасим (Кремлев) // ИЭС. Т. 1. С. 384.
  • Иннокентий (Кульчицкий Иоанн) // ИЭС, Т. 1 С. 621.
  • Иннокентий (Нерунович Иоанн) // ИЭС. Т. 1. С. 621.
  • Корнилий // ИЭС. Новосибирск: Изд. Дом «Историческое наследие Сибири», 2009. Т. 2. С. 146.
  • Макарий // ИЭС. Т. 2. С. 309.
  • Народные движения в Сибири в ХVII в. // ИЭС. Т. 2. С. 428–432 (в соавт. с Н.Н.Покровским).
  • Павел (Конюскевич Петр) // ИЭС. Т. 2. С. 570.
  • Павел // ИЭС. Т. 2. С. 570.
  • Православная иконопись // ИЭС. Т. 2. С. 673–675.
  • Приходская православная община // ИЭС. Т. 2. С. 698–700.
  • Приходское духовенство РПЦ // ИЭС. Т. 2. С. 700–703.
  • Русская православная церковь // ИЭС. Т. 2. С. 780–794 (в соавт. с Н.Н.Покровским).
  • Сильвестр (Главатский) // ИЭС. Т. 3. С. 109.
  • Симеон // ИЭС. Т. 3. С. 110.
  • Тобольская и Тюменская епархия // ИЭС. Т. 3. С. 258–260.
  • Филофей // ИЭС. Т. 3. С. 401–402.
  • Церковное образование в Сибири // ИЭС. Т. 3. С. 464–466ю.
  • Высшие церковные иерархи (епископы, архиепископы, митрополиты) // ИЭС. Т. 3. С. 657–665.
  • Краткий очерк научной, педагогической и общественной деятельности // Николай Николаевич Покровский (серия: «Материалы к биобиблиографии ученых»). М.: Наука, 2010. С. 7–20.
  • Мемуары А.Г. Мурачева, сибирского старовера-часовенного (конец ХХ – начало ХХI в.) // Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках XV – XXI вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. С. 213–288.
  • Споры староверов о крестном знамении: традиции в ХХI в. // Forma formens. Studi in onore di Boris Uspensky. Napoli. 2010. P. 287–293.
  • Исай Назарович // Православная энциклопедия. Т. ХХVII. М., 2011. С. 157–158.
  • Освоение Сибири и старообрядчество) // ЭКО. 2011. № 2. С. 168–184 (в соавторстве с Н.Н. Покровским).
  • [Отец Ефрем (Котегов)]. «Слово на Исаия в защиту предков» // Духовная литература староверов востока России XVIII–XX вв./ Изд. подгот. Н. Н. Покровский, Н.С. Гурьянова, Н.С. Демкова, О.Д. Журавель, Н.Д. Зольникова, М.В. Першина, Л.В. Титова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. Т.3. С. 151–306, 374–393 (подг. текста, коммент., аналитич. статья. Н.Д. Зольниковой).
  • «Статии» инока Никодима // Вестник церковной истории. М., 2011. № 3–4. С. 177–190.
  • Источник в книжной культуре староверия и РПЦ («свое» и «чужое») // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 3. С. 38–41.
  • Отец Симеон (Сафон Яковлевич Лаптев). Воинствующая Церковь Христова на земле (в переводе с церковнославянского Е.И. Насекайло) // Власть, общество и человек в исторических и литературных источниках XVI–ХХ вв. Новосибирск, 2012. С. 214–250.
  • Рец.: Рукописные и старопечатные книги кириллической традиции: изучение, описание, хранение: учеб. пособие / И.В. Починская, П.И. Мангилев, Н.В. Ануфриева; [отв. ред. И.В. Починская]. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. – 480 с.: 38 ил. // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 1. С. 98–99.
  • Издания Речи Посполитой на церковнославянском языке в книжной традиции сибирских староверов ХХ в. // Проблемы российско-польской истории и культурный диалог. М-лы междунар. науч. конференции 23–24 апреля 2013 г. Новосибирск, 2013. С. 402–409.
  • Реалии советского социализма в сочинении новокузнецкого старовера» // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 1 С. 71–75.
  • Рец. на кн.: Иннокентий (Ерохин), еп. Уссурийский. Русская православная церковь в Уссурийском крае: Очерки по истории Владивостокской епархии (вторая половина XIX в. – 1917 г.) М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2012 // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 2. С.104–106.
  • Рец. на кн.: Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской Академии Наук. Последняя четверть XIX – первая четверть ХХ в. Каталог изданий и избранные тексты./Сост. Н.Ю. Бубнов. СПб., 2012 // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 3. С. 115–116.
  • «Антипатерик» в мемуарах писателя-старовера А.Г. Мурачева // Рукописи XVI–XXI вв.: Исследования и публикации. Новосибирск, 2013. С. 123–139.
  • Кассационная жалоба старообрядческого игумена о. Симеона // Рукописи XVI–XXI вв.: Исследования и публикации. Новосибирск, 2013. С. 325–341.
  • Тувинские черноризцы ХХ в. в атеистической литературе и Урало-Сибирском патерике // Гуманитарные науки в Сибири. 2014. № 3. С. 56–60.
  • Комплекс заговоров и молитв из Собрания Института истории СО РАН (вторая половина ХХ в.) // Тексты источников по истории России и национальная культурная традиция. Новосибирск, 2014. С. 290–307.
  • Супрасльское издание “Альфы и Омеги” и его читательница конца ХХ в. // Тексты источников по истории России и национальная культурная традиция. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. С.98–129.
  • Средневековые патериковые традиции в ХХ–ХХI вв.: староверие и Русская Православная Церковь // Нарративные традиции славянских литератур: от Средневековья к Новому времени. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. С. 170–174.
  • Археографическая экспедиция в Туву в 1967 г. (к 85-летию со дня рождения академика РАН Н.Н. Покровского) // Гуманитарные науки в Сибири. 2015. № 3. С. 60–64.
  • Полевой дневник Алтайской археографической группы 1968 г. // Круги времен. В память Елены Константиновны Ромодановской. М.: Индрик, 2015. Т. 2. С. 1011–1026.
  • Выдающийся археограф (к 85-летию со дня рождения академика Н.Н. Покровского) // Universum Humanitarium: Изд-во НГУ. 2015. № 1. С.214–221.
  • Исследования Новосибирской археографической школы на страницах журнала «Гуманитарные науки в Сибири» // Уральский исторический вестник. 2015. № 4 (49). С. 128–138.
  • Издания Супрасльской типографии в Собрании Института истории СО РАН // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI–ХХI вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2015. С. 434–442.
  • Н.Н. Покровский как исследователь // Религиозные и политические идеи в произведениях деятелей русской культуры XVI–ХХI вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2015. С.4–13.
  • Н.Н. Покровский по письмам коллег и друзей: личность в общественной среде (1970-е–1980-е гг.) // Археографические и источниковедческие аспекты в изучении истории России. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. С.8–24.
  • Этические нормы в жизни сибирских староверов второй половины ХХ в. как фактор самоидентификации // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI–ХХI вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. С.196–202.
  • Цветники кириллической печати конца XVIII – начала ХХ в. в собрании ИИ СО РАН // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI–ХХI вв. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. С. 203–225.
  • Зольникова Н.Д. Эсхатологические споры часовенных в последней трети ХХ в. как инструмент самоидентификации // Гуманитарные науки в Сибири. 2016, № 3. С. 85–89.
  • Письмо архимандрита Иннокентия (Просвирнина) Н.Н. Покровскому // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 2 (14). 2016. С. 221–230.
  • Рец. на кн.: Мангилева А.В. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX – начале ХХ в. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та; Университетское изд-во, 2015. – 480 с. // Гуманитарные науки в Сибири. 2016, № 2. С. 114–115.
  • Н.Н. Покровский как историк церкви и православия. Начало пути. // Вестник ЕДС. Вып. 3 (19), 2017. С. 111–146.
  • Н.Н.Покровский как организатор науки (вторая пол. 1960-х–1980-е гг) // Гуманитарные науки в Сибири. 2017. Т. 24, № 1. С. 32–39.
  • Повседневная жизнь на фоне Лубянки и ИТЛ: переписка Н. Н. Покровского и его близких в 1957–1963 г. // Проблема сохранения отечественной духовной культуры в памятниках письменности XVI–XXI вв. Новосибирск, 2017. 2,3 п.л.
  • Символика света и огня в Урало-Сибирском патерике // Вестник НГУ. 2017. № 2. 1 п.л.